«Термоядерные» дебаты республиканцев в Южной Каролине

В субботу, 13 февраля, вечером прошли очередные, уже девятые, дебаты претендентов Республиканской партии на Белый дом. Дебаты проходили в Центре мира (Peace Center) городка Гринвилл, в Южной Каролине, и транслировались телекомпанией CBS.

Модератором был ведущий программы CBS «Лицом к народу» (Face the Nation) Джон Дикерсон, который стоял за отдельным столом перед лаптопом, а вопросы претендентам, сидя за другим столом, задавали старший корреспондент CBS при Белом доме Мейджор Гаррет и член редколлегии газеты Wall Street Journal, консервативный обозреватель Кимберли Страссел.
Почти за год избирательной кампании число претендентов-республиканцев поредело втрое, и из 17 на прошлую субботу их осталось шестеро — последним выбыл бывший губернатор Вирджинии Джим Гилмор, у которого с самого начала практически не было шансов на победу. Все было, как в неполиткорректной детской считалке Фрэнка Грина про десять негритят: «Ten little nigger boys went out to dine. One choked his little self, and then there were nine…» Написано это было во второй половине позапрошлого века, когда политкорректность еще не придумали.
В девятых дебатах приняли участие фаворит гонки, нью-йоркский миллиардер-бизнесмен Дональд Трамп, сенаторы Тед Круз (Техас) и Марко Рубио (Флорида), губернатор Джон Кейсик (Огайо), бывший губернатор Джеб Буш (Флорида) и нейрохирург Бен Карсон.
За несколько часов до начала дебатов поступило сообщение о смерти старейшего члена Верховного суда США Антонина Скалиа, который скоропостижно скончался в возрасте 79 лет на курорте Cibolo Creek Ranch, в Западном Техасе. Президент Рональд Рейган предложил кандидатуру консерватора Скалиа в 1986 году, и его смерть может изменить расстановку сил в Верховном суде. Так, президент Обама постарается провести на место умершего судью-либерала, как он уже сделал дважды, а члены Верховного суда назначаются пожизненно. Среди участников дебатов в Гринвилле только Буш сказал, что Обама имеет полное право назначить нового судью за оставшееся время у власти, так как это конституционная прерогатива президента, но выразил надежду, что Сенат, где большинство республиканцев, не утвердит выдвиженца Обамы. Остальные пятеро заявили, что это должен сделать следующий президент, а Трамп сказал, что лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл и все остальные «должны остановить это» и «это называется — затягивать, затягивать, затягивать». Тед Круз заявил: «Мы не собираемся сдавать Верховный суд на целое поколение, разрешив Бараку Обаме назначить еще одного кандидата».
Эта мрачная прелюдия была, пожалуй, тем единственным, что объединило участников дебатов, а затем они начали спорить, хотя интеллигентный Карсон и невозмутимый Кейсик вели себя прилично. Почтив память Антонина Скалиа минутой молчания, Буш, Рубио и Круз стали ругаться с Трампом, который тоже не давал им спуска и слушал коллег, слегка выпятив нижнюю челюсть, что делало его похожим на Муссолини. Оппоненты Буша дружно оспаривали его консерватизм, а Круз назвал Трампа «крупнейшим лгуном» и «противным парнем». Трамп обвинил Буша во лжи по поводу трамповских достижений и заметил, что бывший президент Джордж Буш-младший, брат Джеба, лгал американцам про войну в Ираке и про оружие массового уничтожения у Саддама Хусейна. Джеба Буша это возмутило, и он назвал подобное упоминание о президенте-республиканце недостойным, а заодно вспомнил, что Трамп усомнился в героизме сенатора Маккейна, который воевал во Вьетнаме и попал в плен.
«Я устал от того, что Барак Обама обвиняет моего брата во всех возникавших у него проблемах, — сказал Джеб Буш, — и меня не очень волнуют оскорбления, которые высказывает в мой адрес Дональд Трамп… Когда он создавал реалити-шоу, мой отец создавал систему, которая сделала нашу жизнь безопасной. А моя мать Барбара — самая сильная женщина из всех, кого я знаю». «Вот пусть она и баллотируется», — ответил на это Дональд Трамп и сорвал очередные аплодисменты зала. В другом случае зал оживился, когда Буш обвинил Трампа в вульгарности, припомнив ему и женщин, и калеку-журналиста, на что Трамп ответил, что Буш тоже нечист на язык и, в частности, «сказал, что снимет штаны и покажет всем задницу… и никто об этом не сообщит».
Трамп имел в виду статью в газете Boston Globe от 6 февраля, где журналист Матт Вайзер написал, что Буш за несколько дней до первичных выборов в Нью-Гемпшире удивлялся, почему его кампания не привлекает больше внимания прессы. «Я бы мог снять штаны, — сказал Буш в интервью Вайзеру, — показаться перед всем честным народом. Все были бы поражены, кроме ребят из прессы, которые ничего бы не заметили».
Но куда более серьезную вольность допустил Бен Карсон, процитировав Сталина: «Если хочешь уничтожить Америку, нужно подорвать три вещи — нашу духовную жизнь, патриотизм и нравственность». Ничего подобного Иосиф Виссарионович не говорил, а эта фраза была уткой, появившейся в Facebook в 2011 году.
С Тедом Крузом, который немного, но обогнал его на праймериз в Нью-Гемпшире, Дональд Трамп сцепился не на шутку. В агитационном телеролике перед дебатами Круз назвал кампанию Трампа «образцом дешевки», на что Трамп в своем твиттере ответил: «Если Круз не возьмется за ум, не прекратит обманывать и давать негативные объявления, у меня есть основания заявить, что он не урожденный гражданин США и не имеет права баллотироваться в президенты». В дебатах до этого не дошло, к тому же Трамп ругался не только с Тедом Крузом, которого назвал лжецом, «вероятно, еще хуже, чем Джеб Буш». Круз не остался в долгу и предположил, что Трамп, став президентом, назначит в Верховный суд либералов.
С сенатором Марко Рубио Трамп сцепился по поводу того, считать ли президента Буша-младшего гарантом безопасности страны. Когда Рубио заявил, что он благодарит Б-га за то, что 11 сентября 2001 года в Белом доме был Буш, а не Ал Гор, Трамп заметил, что небоскребы Всемирного торгового цента обрушились при Джордже Буше, что вызвало негодование аудитории, а Рубио немедленно развил эту тему словами, что Осаму бин Ладена не убили в 1990-х годах по вине Клинтона, а не Буша.
Тед Круз обвинил Марко Рубио в поддержке провалившегося билля, который торил дорогу амнистии нелегалам, но в шестых дебатах Рубио вел себя молодцом, говорил гладко и не оплошал, как в пятых, когда нью-джерсийский губернатор Крис Кристи, как бывший федеральный прокурор на перекрестном допросе, заставил его четырежды повторить одно и то же.
Сожалею, что на эту критику сторонники сенатора Марко Рубио не ответили напоминанием о его древнеримском тезке Марке Порции Катоне Старшем, который все свои речи в Сенате заканчивал фразой: «Карфаген должен быть разрушен».
В принципе, участники дебатов не сообщили о себе и своих планах ничего нового. Я в очередной раз услышал, что отец Круза прибыл в США с Кубы с сотней долларов в подштанниках и без знания английского. С такими же деньгами приезжали советские евреи брежневской иммиграции, но Тед Круз мог этого не знать, так же как Бен Карсон — речей Сталина. План Трампа, как вернуть Америке величие, тоже не изменился: стена на мексиканской границе за счет Мексики, отмена «Обамакер», возвращение в Америку бизнесов из-за рубежа, разгром «Исламского государства» и отказ от конфронтации с Россией. Джеб Буш заявил, что российский президент Путин не может быть нашим союзником в войне с исламскими террористами в Сирии, так как «атакует войска, которые мы поддерживаем», и нельзя считать, что Москва занимает правильную позицию в сирийском конфликте. На это Трамп заметил, что «Джеб полностью и абсолютно неправ», а он в данном случае за сотрудничество с Россией, и США «должны понять, с кем мы воюем, за кого мы воюем и что мы делаем», потому что «в Сирии мы тратим миллиарды и миллиарды долларов на поддержку людей, о которых мы понятия не имеем, кто они».
Говорил Дональд Трамп краткими предложениями, не слишком связно и гладко, и эксперты, включая умницу Чарльза Краутхаммера, пророчили ему поражение. Выступив на канале Fox News из Сан-Диего сразу после дебатов, Краутхаммер сказал, что «если предыдущие дебаты республиканцев были подобны Первой или Второй мировой войне, то эти были термоядерной войной» по накалу личных наскоков. Дональд Трамп показался Краутхаммеру «человеком, который точно не лидировал», поскольку «цапался со всеми на очень резком уровне».
Наутро после дебатов крупнейший новостной портал Drudge Report опубликовал мнения 294 888 посетителей. За Трампа высказались 57%, за Круза — 20%, за Рубио — 12%, за Кейсика — 5% и за Карсона — 2%. Впереди у республиканцев еще трое дебатов, и следующие пройдут 25 февраля в Хьюстоне, штат Техас, за четыре дня до «большого вторника» — 1 марта, когда голосовать будут избиратели 12 штатов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора