В федеральном суде Нью-Джерси в Трентоне судья Фрида Вольфсон приговорила к 48 месяцам лишения свободы бруклинского еврея Моше Голдстайна, который в прошлом году признал себя виновным в вымогательстве на территории двух соседних штатов.
32-летнего Голдстайна арестовали в 2013 году вместе с его 36-летним братом Аврохомом, их 61-летним отцом Джеем и еще семью соучастниками, включая раввинов Менделя Эпстайна из нью-джерсийского городка Лейквуд и Мартина Волмарка из поселка Монси в штате Нью-Йорк, а также Ариэля Поташа и Джея Голдстайна (он же Яков) из Бруклина. Как утверждало обвинение, эта группа силой принуждала религиозных евреев давать развод женам. Главарем был признан 70-летний Мендель Эпстайн, который, как утверждала прокуратура, хвалился, что для устрашения мужей применяет такие средства, как наручники и prods — электроштыри для скота, за что его прозвали по аналогии с высшим званием в итальянской мафии не Godfather, а Prodfather. Суд над ним длился полтора месяца, и присяжные признали Эпстайна виновным в сговоре с целью похищения, но не в самом похищении. 57-летний Мартин Волмарк, признал себя виновным в том же, и оба будут приговорены в декабре.
На суде в апреле потерпевший «упрямый муж» Израэль Маркович показал, что в 2009 году его заманили в нью-джерсийский район Лейквуд, где пытали, добиваясь разрешения на развод.
В предварительном обвинении, которое в октябре 2013 года представил судье агент ФБР Брюс Камерман, утверждалось, что 68-летний Эпстайн и 55-летний Волмарк брали с еврейских жен и их семей тысячи долларов за то, чтобы вынудить непокорных мужей дать супругам гет — согласие на развод. По религиозному закону евреев, развод должен инициировать муж, но у жены есть право требовать такой документ в суде раввинов, который называется «бет-дин». Даже если женщина из общины ортодоксальных евреев получит развод в обычном гражданском суде, без этого документа ей нельзя будет снова выйти замуж за религиозного еврея. Такую женщину называют «агуна», то есть «связанная».
В предварительном обвинении пояснялось, что вымогательством у мужей таких документов арестованные занимались два десятка лет. При расследовании женщина — агент ФБР выдавала себя за такую жену, а агент-мужчина — за ее брата. Этот агент позвонил раввину Волмарку, который возглавляет раввинский суд в Монси, и сказал, что его семья отчаянно добивается развода сестры и готова хорошо заплатить за это. При этом разговор тайно записывался. Раввин Волмарк в ответ сказал, что есть два способа решения проблемы. С одной стороны, можно пройти через бет-дин и посмотреть, есть ли основания заставить мужа дать жене гет, но это дорогое дело, поскольку понадобятся особые раввины, которые займутся им и доведут до конца. С другой стороны, можно доставить такого мужа в Нью-Йорк, где его припугнут или побьют. Волмарк связал «брата и сестру», то есть агентов ФБР, с раввином Менделем Эпстайном, который через неделю встретился с ними в Нью-Джерси, где они обсудили варианты получения документа о разводе. Эта беседа также тайно записывалась, и в ней Эпстайн сказал, что мужа на пару часов похитят и посадят в вэн, где изобьют и помучают, после чего он как миленький даст гет.
2 октября агент ФБР, которая выдавала себя за жену и сестру, встретилась с Волмарком, Эпстайном, Поташем и Яковом Голдстайном. На этой встрече Поташ сказал, что сделает все, что скажут ему раввины, и фактически будет человеком, назначенным судом раввинов, чтобы получить у мужа гет. Эпстайн велел Якову Голдстайну все записывать, а после подтвердил конечную договоренность о применении силы. Позже агент ФБР перевел ему аванс в сумме 20 тысяч долларов, и в ночь с 9 на 10 октября все участники заговора были арестованы.
«Они делали это не из религиозных убеждений, — сказал судье в день их ареста помощник федерального прокурора Джозеф Грибко. — Они делали это ради денег».
«Существуют легальные и галахические способы решения этой проблемы, — написал 16 октября 2013 года раввин Лев Кацин, главный редактор газеты «Еврейский Мир». — В штате Нью-Йорк принят закон, который позволяет гражданскому суду штрафовать таких мужей. Однако мудрецы Талмуда не хотели, чтобы нееврейские власти оказывали давление на евреев во время развода. Потому многие раввины считают, что гет, который был выдан под давлением не раввинского, а нееврейского суда, будет некошерным… Пока раввины и законодатели ищут приемлемое решение этой проблемы, рав Мендель Эпстайн, к сожалению, решил взять закон в свои руки и, нарушая американский закон, начал освобождать жен от кандалов, в которые их заковали мужья. Я не знаю деталей этого дела, но хочу подчеркнуть, что если рав Эпстайн действовал не по решению раввинского суда, то геты, выданные мужьями под давлением, все равно не являются кошерными».
Всё тут так сложно. Средневековье какое-то.
Господи, я уж подумала, что и правда речь идёт о каких-то гангстерах… Раздули из мухи слона.
Так он же борец за права женщин. Нет?
Пытался помочь несчастным.