Во вторник, 10 ноября, претенденты на выдвижение кандидатом в президенты США от Республиканской партии провели четвертые дебаты, стараясь доказать избирателям, кто из них больше подходит на этот пост.
На сей раз дебаты прошли в помещении городского театра Милуоки, в штате Висконсин, были организованы кабельным телеканалом Fox Business Network и газетой Wall Street Journal (WSJ) и транслировались тем же каналом. Модераторами дебатов выступили ведущие программ Fox Мария Бартиромо и Нил Кавуто, а также главный редактор WSJ Джерард Бейкер, обладатель оксфордских дипломов доктора философии, политологии и экономики. Нил Кавуто ведет на Fox News и Fox Business Network три авторские программы, а Мария Бартиромо — две программы новостей. Примечательно, что оба перешли на правый телеканал Fox с левого CNBC, который как мог пытался опустить претендентов-республиканцев на предыдущих дебатах в Боулдере, штат Колорадо. Накануне четвертых дебатов Бартиромо сказала сетевой газете International Business Times, что в Боулдере CNBC не смог или не пожелал помочь зрителям понять позиции претендентов, а дебаты в Милуоки сделают это. При этом, добавила она, «мы не собираемся ублажать кандидатов и давать им представлять свои шоу, мы — служба новостей».
По условиям дебатов участников делят на два состава, и в основной входят претенденты, которые на 4 ноября получили в среднем минимум 2,5% голосов избирателей по результатам четырех главных опросов по всей стране. По этим условиям из «первой лиги» во «вторую» перешли нью-джерсийский губернатор Крис Кристи (2,2%) и бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби (2,4%), сменив там бывшего губернатора Нью-Йорка Джорджа Патаки и сенатора от Южной Каролины Линдси Грэма, рейтинг которых пока держится на нуле. Модераторами «второй лиги» в составе Кристи, Хакаби, губернатора Луизианы Бобби Джиндала и бывшего пенсильванского сенатора Рика Санторума были ведущие программ Fox Business Network Триш Риган и Сандра Смит, а также Джеральд Сейб, глава вашингтонского корпункта Wall Street Journal.
Дебаты «первой лиги» начались в 9 вечера и длились 2 часа 15 минут. Как и в Боулдере, основной темой была экономика, свои президентские планы обустройства которой излагали 8 претендентов. Это были три аутсайдера — миллиардер-застройщик Дональд Трамп (24,8%), нейрохирург Бен Карсон (24,4%) и бывший руководитель компании Hewlett-Packard Карли Фиорина (3%) — и пять политиков-профи — бывший губернатор Флориды Джеб Буш (6,0%), его земляк сенатор Марко Рубио (11,8%), сенаторы от Кентукки Рэнд Пол (3%) и от Техаса Тед Круз (9,6%) и губернатор Огайо Джон Кейсик (3%). Как сообщили с утра во вторник агентство АР и телеканал CBS, «Трамп и Карсон сражаются за сохранение первых мест в опросах, тогда как остальные, включая Джеба Буша, борются за политическое выживание». Канал Fox Business обычно смотрят в среднем 100 тысяч человек, а театр в Милуоки рассчитан на 850 зрителей, так что от четвертых дебатов ждали, как выразился русский полководец Суворов, победы не числом, а умением.
Так оно и вышло. Перед началом дебатов перед сценой появились знаменосцы с часовыми, и миловидная певица без музыкального сопровождения исполнила государственный гимн. Как и в прошлые разы, претендентов расставили по значимости с Трампом и Карсоном в центре, Рубио и Крузом слева и справа от них. Карли Фиорина стояла на таком же удалении от центра, как Джеб Буш, и в строгом зеленом платье старалась выглядеть американской Маргарет Тэтчер, хотя лично мне она такой не показалась.
В отличие от предыдущих дебатов в Боулдере, где ведущие леваки CNBC сыпали вопросами «на засыпку», модераторы вели себя профессионально и компетентно, задавая вопросы по существу и не роясь в прошлом претендентов. Впрочем, после первого перерыва Нил Кавуто спросил Бена Карсона, как он относится к двойным стандартам наших СМИ, которые рьяно ухватились за «несоответствия и возможные преувеличения» в его автобиографии, но вели себя иначе, когда перед выборами 2008 года речь шла о сенаторе Бараке Обаме. «Прежде всего, — пошутил Карсон, — спасибо за то, что вы не спрашиваете, что я говорил в 10-м классе». Но затем уже всерьез он заявил, что проблема не с проверкой его слов, а с тем, когда лгут и выдают ложь за правду. «Знаете, — ответил Бен Карсон, — вот я смотрю на таких, как Хиллари Клинтон, которая сидит и рассказывает своей дочери, что нет, это был теракт, а затем говорит всем остальным, что это был видеофильм. Там, откуда я родом, это называют ложью».
Вообще, надо сказать, что в четвертых дебатах почти не шутили, если не считать шуткой слова сенатора Марко Рубио, который при обсуждении целесообразности повышения минимальной зарплаты заявил по поводу, что американцам нужно помогать с профтехобразованием, так как «сварщик получает больше философа, а нам нужно больше сварщиков и меньше философов». Эта нешуточная тема прозвучала первой, так как накануне дебатов нью-йоркский губернатор Эндрю Куомо сообщил, что за следующие 6 лет зарплата работников его штата вырастет минимум до 15 долларов в час. В своих предвыборных заявлениях Хиллари Клинтон обещает увеличить этот минимум по стране с 7 долларов 25 центов до 12 долларов, а ее основной соперник-однопартиец Берни Сандерс — до 15 долларов. Участники дебатов в Милуоки по-разному, но сообща отвергли эту перспективу, поскольку в частном секторе, который зависит от рентабельности предприятий, принудительное повышение зарплаты работникам неизбежно вызовет сокращение рабочих мест.
Эта тема обсуждалась мирно, но, когда речь зашла о нелегальной иммиграции, страсти поднакалились. Дональд Трамп завел свою песню про стену на мексиканской границе и высылку 11 миллионов нелегалов, отметив, что в свое время президент Эйзенхауэр пошел на это, удалив из страны полтора миллиона, и ничего, обошлось. На это ему эмоционально возражали, что депортировать не 1,5, а 11 миллионов иностранцев, во-первых, нереально, во-вторых, нерентабельно и, в-третьих, негуманно. «Подумайте о семьях, подумайте о детях, — сказал Джон Кейсик. — Вы же знаете, что нельзя вот так взять и отправить их через границу. Это глупый аргумент. Это не взрослый аргумент». Джеб Буш тоже высказался за сострадательность к нелегалам и предупредил, что прямолинейность Трампа подтолкнет избирателей-латиноамериканцев голосовать за Хиллари Клинтон. Обсуждение реформы налоговой системы прошло спокойнее и в основном касалось перспективы введения единого налога, который претенденты видели по-разному.
Последней темой стала роль Соединенных Штатов в мире, и тут участники дебатов, не будучи в этом специалистами, дали себе волю. Русская служба «Голоса Америки», ориентированная прежде всего на российскую аудиторию, в сообщении о дебатах в Милуоки вообще не коснулась других тем и сообщила, что «антипутинская риторика в ходе четвертых дебатов… достигла эмоционального пика…» Рубио, Буш и Фиорина выступили за более жесткий подход к отношениям с Россией, включая установление бесполетной зоны над Сирией, а Трамп и Рэнд Пол заняли умеренную позицию. «Если Путин хочет стереть ИГИЛ в порошок, то я только за, 100 процентов. И я не понимаю, как кто-то может быть против этого, — сказал Трамп. — Они взорвали российский самолет, он не может любить этих людей. Он вступил в игру, мы можем вступить в игру, и все должны вступить в игру».
По поводу событий в Украине и вокруг нее Трамп повторил, что это сугубо европейский конфликт, решать который должна Европа, и прежде всего Германия с ее мощным экономическим потенциалом. Карли Фиорина, повторяю, стремясь походить на британскую «железную леди», предложила прервать всякие контакты с путинской Россией, что Рэнд Пол назвал «наивным и глупым». Карли Фиорина пояснила, что, как президент США, она «не разговаривала бы с Путиным сейчас, потому что мы говорим с ним с позиций слабости по вине этой администрации», и эти ее слова государственный «Голос Америки» россиянам не сообщил. «Я бы начала восстанавливать Шестой флот прямо у него под носом, восстанавливать военный потенциал, программу противоракетной обороны в Польше — прямо у него под носом, — продолжала Карли Фиорина чихвостить российского президента. — Я бы проводила очень агрессивные военные учения в странах Балтии, чтобы он понял, что мы будем защищать наших союзников по НАТО. Возможно, я бы отправила в Германию еще несколько тысяч военнослужащих — не для того, чтобы начать войну, но чтобы убедиться, что Путин понимает, что Соединенные Штаты Америки будут поддерживать своих союзников… Мы должны установить в Сирии бесполетную зону, потому что не России указывать Соединенным Штатам Америки, где и когда летать нашим самолетам».
Это были слова настоящей «железной леди», и в конце дебатов Карли Фиорина напомнила, что «социализм начинается, когда правительство создает проблемы, а затем начинает решать эти проблемы». В заключительном слове она заявила, что «мы должны победить Хиллари Клинтон. Карли Фиорина может победить Хиллари Клинтон. Я одолею Хиллари Клинтон. И при президенте Фиорине мы восстановим дух этой страны, безопасность этой страны, процветание этой страны, потому что, как ее граждане, мы повернем правительство вспять».
Дональд Трамп выразился короче. «Я хочу сделать нашу страну лучше, чем когда-либо, — сказал он. — И думаю, что у нас есть потенциал. Мы не можем проиграть эти выборы. Мы не можем позволить Хиллари Клинтон, которая была самым плохим госсекретарем в истории нашей страны, победить на этих выборах. Мы будем сражаться. Мы победим».
Сразу после дебатов новостной сайт Drudge Report опросил 170 660 посетителей, которые признали победителем Трампа (37,36%). На второе место они поставили Круза (21,7%), на третье — Рубио (11,98%), на четвертое — Карсона (4,72%) и на пятое — «железную леди» Карли Фиорину (4,42%). Джон Кейсик получил 1,81%, а на последнем месте оказался Джеб Буш (1,18%), надежда истеблишмента Республиканской партии.
Пятые дебаты претендентов-республиканцев пройдут 15 декабря в Лас-Вегасе и станут вторыми, которые организуют и транслируют кабельная телекомпания CNN и спутниковая станция Salem Radio. Надеюсь, что модераторами следующих дебатов станут журналисты профессиональнее и чистоплотнее предыдущих.