Почему ты спас доносчицу? Недельная глава Торы «Ваэтханан»

– Почему вы вызволили из коммунистической Румынии доносчицу, которая бросила вас с сыном в тюрьму? — с этим вопросом шамаш (помощник) обратился к Скулене Ребе. — Почему вы затратили столько сил, времени, денег на женщину, из-за доноса которой чуть не погибли в застенках румынского КГБ? Ведь вас объявили шпионом, пытали, натравливали на вас заключенных преступников.

Reading_Megillah_6

– Эта женщина пережила много страданий, — ответил ребе со слезами на глазах. — Ты не можешь себе даже представить, как власти умели склонять людей к «сотрудничеству», делая работу доносчика «привлекательной»…
…Скулене Ребе, реб Элиэйзер-Зише Португал, родился в бессарабском местечке Скулень в семье раввина. Рано проявил незаурядные способности и после смерти отца в 1915 году, в возрасте 17 лет, был назначен раввином Скуленя. В 30-е годы переехал в Черновцы, а во время Второй мировой был в гетто. После освобождения вместе с единственным сыном вернулся в Черновцы и усыновил десятки еврейских детей, потерявших родителей во время войны, преподавал Тору. Преследовался карательными органами НКВД и переехал в Бухарест, где опять усыновлял еврейских сирот. В 1959 году ребе арестовали вместе с сыном по обвинению в шпионаже в пользу Израиля и США. Через год, после международного вмешательства, ребе был освобождён, переехал в США и посвятил свои силы помощи преследуемым евреям, освободив более тысячи (!) усыновленных им детей из Румынии и СССР…
Внук Скулене Ребе реб Хаим рассказал мне, что когда его дед вышел из румынской тюрьмы, то он встретился с доносчицей и сказал ей, что простил ее. Впоследствии я прочитал об этом также в книге Йехудит Самет «Другая сторона истории».
Приехав в Америку, ребе был принят президентом США и передал ему список людей, которым требовалась помощь в получении разрешения на выезд из Румынии. В этот список ребе включил и женщину, по доносу которой он оказался в тюрьме. Конечно же, у ребе были все основания для обиды. Но он не только не помнил зла, но и помог ей вырваться из Румынии. По строгости закона ребе не обязан был этого делать, но он поступил великодушно и снисходительно…
Однажды в преддверии Дня прощения — Йом Кипур рав Залман из Вильнюса стал свидетелем того, как один еврей просил у другого прощения за то, что злословил о нем. «По закону я не обязан тебя прощать, своими словами ты нанес мне большой вред!» — заявил он.
Тогда рав Залман воскликнул: «Только сейчас я понял слова мудрецов Талмуда: “Иерусалим был разрушен лишь из-за того, что люди поступали по всей строгости закона, но не со снисхождением” (Баба Мециа, 30). На первый взгляд, пророки упомянули множество грехов народа — причин разрушения Храма. Однако все то время, что евреи прощали друг друга, Всевышний прощал им их грехи. Но когда евреи перестали проявлять снисходительность и начали поступать по отношению друг к другу “по всей строгости закона”, то и Всевышний наказал их “по всей строгости закона” за их грехи!»
Услышав это, обиженный тут же простил обидчика…
Тора учит нас, что в определенных ситуациях снисходительное отношение становится законом. Тот же, кто в подобных случаях продолжает поступать согласно букве закона, преступает закон.
Талмуд рассказывает о том, как однажды рабочие по неосторожности разбили кувшин с вином, принадлежавший Рабе бар бар Хане. Тот взял у них в заклад одежду, ожидая возмещения ущерба. Поведали об этом раву, и тот приказал:
– Верни им одежду!
– Разве таков закон?
– Таков! «Чтобы ты ходил путем добрых…» (Притчи царя Соломона, 2:20). (Раши поясняет: «Чтобы ты поступал снисходительно».)
Но, когда он вернул рабочим их одежду, те сказали: «Мы бедняки, целый день трудились, а теперь голодны, нечего нам есть!»
Сказал рав:
– Оплати им их труд!
– Разве таков закон?!
– Таков! Как сказано далее: «…И держался стези праведников» (Баба Мециа, 83).
Эту мысль подчеркивает предыдущая недельная глава: «Делай прямое и доброе…» (Дварим, 6:18). Разве прямое и доброе не одно и то же? Нет, прямое — это «по закону», а доброе — великодушие, проявляемое «за чертой закона». Потому Раши поясняет, что «доброе» — это уступка за чертой закона. Когда человек уступает положенное ему по праву, проявляя снисхождение к ближнему, то и Небеса проявляют снисходительность и милосердие к нему!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора