Песах в разгаре, и мы продолжим тему свободы. Свобода бывает в двух аспектах — от чего и к чему. Важно иметь цель работать с обоими аспектами свободы.
Свобода от чего — связана с теневыми силами, которые стремятся отобрать у нас свободу и впрячь в работу на эти силы. Обычно теневые силы имеют свои интересы и виды на нас.
Бывают грубые и тонкие теневые силы.
Грубые теневые силы не скрывают факта порабощения нас. Мы (условно говоря) можем увидеть кандалы, которыми они нас сковали.
Тонкие теневые силы искусно скрывают факт порабощения. Этот механизм называется «двойное сокрытие». У нас отбирают свободу и одновременно маскируют этот факт.
Незнание — это одна из самых коварных форм рабства. Человек связан своим незнанием. Например, мы говорим, что у человека есть душа. А от кого-то это скрывают.
Душа отражает высшие интересы человека. Юнг использовал для обозначения души термин, который по-английски пишется как Self (с большой буквы). Кстати, в русском языке нет полного аналога этому слову. Так что иногда бывает, что язык с помощью отсутствия термина скрывает от нас нечто и этим порабощает нас.
Язык, в котором есть множество жизненно важных терминов, — иврит. Мы также называем его Святым языком.
Кстати, в прошлые эпохи евреи пользовались «гибридным» языком. Для бытовых целей служил идиш, но внутрь него были встроены термины иврита.
Так, например, в иврите есть слово «кавана». Его невозможно перевести одним словом на другие языки. В английском языке оно частично переводится двумя словами — attention и intention, которые имеют один корень. В русском языке это же переводится как «внимание» и «намерение». В частности, кавана — это то, о чем думает человек, выполняя заповедь. То есть кавана — больше чем отдельно внимание и намерение, и поэтому, овладев этим словом, мы можем помочь организовать свое сознание.
Во многих ивритских «спецтерминах» есть глубинные смыслы, которые раскрывает каббала. Поэтому с помощью мистического знания мы можем зарядить слова мощными смыслами.
Напомним, что мы говорили о свободе и рабстве. И человек, не владеющий этим аппаратом иврита, находится в рабстве своего незнания. А знаток находится на свободе — владения и знания.
Мы говорили в начале статьи о слове «душа» и его некотором аналоге в английском языке — Self. Но в иврите есть несколько уровней души — нефеш, руах, нешама, хая, ехида.
Мы должны освоить цепочку: сначала узнать о наличии уровня души, потом пробудить его (другими словами — оживить или активировать), а затем развивать с помощью тех ресурсов, которые мы тоже должны узнать.
Важнейшими понятиями являются сфирот — качества, которые имеют проекции в проявлениях Б-га, это касается характера человека и еще многих сфер.
В еврейской традиции есть период Сфират а-Омер — между Песахом и Шавуотом, когда в течение семи недель мы стремимся как минимум узнать семь сфирот, а как максимум сильнее развить их в себе. При этом каждая сфира имеет внутри себя семь измерений (сфира в сфире), и мы можем каждый день узнавать и развивать в себе один из семи аспектов одной из семи сфирот.
Таким образом, мы переходим из несвободы незнания сначала в свободу знания, а потом в свободу освоения этого знания. Мы получаем двойную свободу, освобождающую от двойного сокрытия.
Знание преодолевает незнание (один барьер). Осознанное действие преодолевает бездействие (второй барьер).
Современные науки разработали также многие важные слова — например, слова «латентный» (спящий, скрытый режим работы), «эмпатия» и «ассертивность» (мы их часто расшифровывали в статьях).
Также есть освобождающие метафоры, которые процесс «раскрытия сокрытого» расписывают в метафорической форме. Бывают и терапевтические метафоры, которые влияют не только на сознание, но и на подсознание и надсознание, производя процесс раскрытия и трансформации.
Интересно, что часть этих подходов была известна и в древности, и в еврейской классике присутствуют эти механизмы (например, в Пасхальной Агаде и во многих сюжетах Торы). Другие механизмы пришли в наш мир в новейшее время. Соединив древнее с самым новым, мы можем во всеоружии преодолеть двойные барьеры рабства и выйти на просторы свободы — самореализации, духовного роста, групповой динамики, трансформации своей личности.
Пусть нынешний Песах будет успешным на этом пути!