Или, если этак вам больше понравится: «Для чего попу гармонь, коль он ходит в филармонь?». Примерно в таком духе высказываются многие граждане на грамматически чистом русском, когда перед ними встаёт вопрос об отношении к раввину. «Зачем мне посредник между мной и Б-гом?! Он будет мне рассказывать, как правильно молиться?!? Он такой же человек, как и я. Все его объяснения и интерпретации законов Всевышнего — это только его личное мнение, или же он повторяет чьё-то ещё личное мнение. Не маленькие, сами разберёмся!»
Обратите внимание, я не упоминаю выражений, столь популярных на «русской улице»: «дикие средневековые раввины», «раньше нас комиссары по своим прикидам жить заставляли, теперь эти вот комиссарствуют», «тараканы в банке», «мракобесы», «паразиты на теле трррудового нар-р-рррода!» — и прочие нежности. С людьми, их глаголющими, говорить пока не о чем, им эти хамоватые формулировки позволяют избавиться от вопроса о своём месте и роли в мире, в частности, от вопроса о своём еврействе. В психиатрии существует известное правило: не анализировать с больным его бред, а в психологии: не обсуждать «штампы», которыми человек закрывается от реальности. Я пишу для людей интеллигентных и в особенности для тех из них, кто не прочь поразмышлять.
Сомнением в пользе раввинского сословия, пусть и в более вежливых и компетентных терминах, балуются многие «русские», начавшие возвращение к Торе. Туточки каждый «сам себе и командир, и начальник штаба». Отличие от «солдата, убитого под красным знаменем», из советской песни, кой — големом ли, сомнамбулой ли, тибетским ли некромантом отправился в вечный бой — будет исключительно в форме пилотки и цвете флажка.
Итак — зачем еврею раввин? И вообще, кто это такой — рав, раввин, рабай?.. Почему к нему нужно — и нужно ли — прислушиваться, а то и слушаться? Можно ли без раввина на нашем духовном и социальном пути обойтись? Какова его функция, обязанности, кто и зачем дал раввину право принимать решения от имени вечной Торы?
Я с содроганием вспоминаю очаровательную полемику, шедшую год назад, причём на полном серьёзе (!), с эмоциями, синяками и миллионными сокращениями бюджетов, ради которых свара и задумывалась — зачем такому большому числу молодых людей учиться в иешивах? Рамбамы и Раши явно из всех не получатся, так давайте оставим пару тысчонок самых смышлёных, а остальные несколько десятков тысяч — на стройки народного хозяйства и под ружьё. Продолжая эту логику, следовало бы закрыть большинство мединститутов — не каждый же студент станет Галеном, Гиппократом или на худой конец Пастером Парацельсовичем, так оставим пару тысяч самых способных и мотивированных, а остальных — на ферму, коров доить. Ну а уж какому прихворнувшему в городочке Парацельсов не хватило — пущай сам лечится либо вежливо помирает. Или, скажем — не каждый ведь инженер уровня Кулибина с Леонардо да Винчи достигнет, да? Так гнать всех, кто меньше 195 по «айкью»!
Вам смешно — нужно же кому-то текущую работу на местах вести? Ну, в смысле, чтобы не токмо уникально-единственные, как Бруклинский, а и простые мосты не падали. Ландау некогда утверждал: «Это величайшая наглость — считать, что ты должен заниматься в науке исключительно самыми фундаментальными вопросами».
Итак, полезность и даже необходимость учёных-физиков, врачей и инженеров всем кажется самоочевидной. А — возвращаясь к нашему вопросу — зачем еврею раввин? Который не Виленский Гаон, что один на поколения, а просто грамотный и серьёзно соблюдающий законы Торы еврей. Обычный порядочный человек, немало лет учившийся в иешивах и колелях, сдавший один или несколько весьма сложных экзаменов, доказавший всей жизнью своим наставникам, что он достоин быть раввином, то есть учителем других и представителем Закона Торы перед еврейским народом (и другими людьми) — и получивший «раввинскую смиху», «благословение и рукоположение в раввины».
Я умышленно использовал термин «рукоположение», давно приватизированный христианами — они одолжили его у нас, из практики «смихи», посвящения и «передачи духа» от учителя к ученику. Первое такое «рукоположение» предписывает (и описывает) сама Тора, говоря о том, как Моше Рабейну посвящал в руководители еврейского народа своего преемника и ученика Йешуа бин Нуна. Есть и более ранний эпизод — «посвящение в пророки» 72 мудрецов, будущих членов Сангедрина — по 6 из каждого колена (кроме левитов), включая сюда двух «лишних над семидесятью», Эльдада и Медада, которые в итоге «пророчествовали в стане». Творец мира, повелев сделать это, использует выражение: «возложи на них от (святого) духа, который на тебе».
Тут придётся сделать маленькое отступление. Говорю я только про «ортодоксальных раввинов». С подачи журналистов примелькались термины: «реформистский раввин», «консервативный раввин» и т. п., к нашей теме ни малейшего касательства не имеющие. Грамотные в своём учении представители «новых иудаизмов» заведомо не могут быть связаны с «передачей духа» — поскольку их религии отвергают Б-годанность Торы, принципиальную неотменимость её законов (как данных в Откровении и непосредственно продиктованных святым духом). И уж тем более легко и непринуждённо переиначивают они Устную Традицию, идущую параллельно с Письменной Торой от Синая. А Традиция эта включает в себя как обязательную и неизбежную компоненту Б-говдохновенность решений ведущих мудрецов всех поколений в интерпретации и приложении Закона. Сие, как вы догадываетесь, в «измах» даже не рассматривается. Так что используют в этих «измах» титул «раввин» лишь ради придания своим лидерам и своему (в десяти кавычках) «иудаизму» авторитетного статуса. Ну как Вася Пупкин продавал бы бурду с нафталином под лейблом пепси-колы.
Чтобы вы не подумали, что наши раввины рьяно пекутся о высоте своего положения — так и да, и нет. Мой знакомый талмид-хахам, глава иешивы, подшучивает на лекциях, что добавляет к утренним благословениям ещё одно: «Спасибо, что не сделал меня равом!» Длится, и не одно поколение, серьёзный спор между нашими учителями о самом понятии сегодняшнего «раввина». Насколько к нему относятся приведённые в Талмуде строжайшие «законы о раве». Такой, например: отлучение от общины или смертная казнь за оскорбление мудреца Торы — ведь, понося носителя Б-жественного Закона, наглец оскорбляет самого Всевышнего! Разумеется, сейчас, в отсутствие Храма и Сангедрина, еврейский суд не может выносить смертные приговоры, но ведь «смертные приговоры (земного) суда отменены — но сами казни не отменены». Мидраши описывают, как Небесный суд исполняет приговор, который должен был бы вынести полномочный суд земной… Как бы то ни было, гавкать на мудрецов Торы я бы поостерёгся.
Но — рав будет аккуратно одеваться, вести себя с достоинством, при всём демократизме держать некоторую дистанцию — короче, у евреев раввин — это аристократ. Он — лицо Торы, и уважение к нему — это уважение к самому Б-жественному учению и к Тому, кто дал и даёт его нам. Положение, роль в мире обязывают. У сефардов, выходцев из мест восточной пышности, это особенно подчёркнуто. Шикарно расшитые халаты рава Овадьи Йосефа и других ведущих раввинов восточных общин, так изумившие непривычную европейскую и российскую публику, — это как генеральские мундиры «генералов Торы». Сам же рав Овадья был скромен, в быту чрезвычайно непритязателен, практически всё время посвящал Торе и свою вовлечённость в политику рассматривал как чрезвычайно неприятную, но, увы, необходимую обязанность.
Что можно сказать с изрядной уверенностью — нынче не применим совет Талмуда: «Ты можешь учиться только у того рава, при виде которого тебя охватывает трепет, словно при виде Шехины (открытого Б-жественного присутствия)». Хотя «Шехина ушла в изгнание вместе с евреями» и даже мне, совсем простому и малограмотному еврею, несколько раз доводилось её видеть (в своём малом масштабе ощущений, разумеется)… Но в нашу эпоху «сокрытия Лица Всевышнего», эпоху личного выбора, когда Б-г прячется, чтобы дать человеку полную свободу выбирать между добром и злом, между моральным законом и распущенностью — не обязательно, чтобы над головой сидящего над книгой раввина сгорали в невидимом огне птицы.
Итак, что сегодня в еврейской общине и в еврейском народе раввин? Понятно, что они разные — «которые по промышленности, а те по сельскому хозяйству» (из анекдота времён хрущёвского «разукрупнения»), но всё-таки? Я пошёл в соседнюю синагогу и пристал с этим вопросом к раву, известному знатоку Торы. Ответ: это социальный работник, психолог, медиатор в семейных конфликтах, школьный учитель, консультант по вопросам алахи и т. п. «А зачем тогда обращаются к раву, а не, скажем, к психологу?» — «Доверяют больше. Ну и, главное, бесплатно!» Рав явно был не настроен на самовосхваление. «Но что даёт раввину основания полагать, что его советы, нередко в весьма значимых жизненных вопросах, более целесообразны, чем у любого умного человека с улицы?» И тут раввин «раскололся». Он произнёс два слова, ещё десяток в пояснение — а мне придётся разворачивать тему. Добавлю ещё слова моего собеседника: «Для того, кто (верит, знает — как вам будет угодно) в Б-га, есть вопрос о потребности в раввине. Только для него…»
Вот эти два слова: «сията дишмая» (наблюдение, управление с Небес). Да, раввин — обычный человек, без крылышек и даже без рогов и копыт. Может быть, лучше других знающий учение Торы, которая, как известно, «проясняет глаза»; чуть позже приведу вам пример такого «прояснения». Имеющий опыт решения проблемных ситуаций, чувствующий ответственность не только перед собеседниками, но и перед Творцом мира — то есть опасающийся навредить и стремящийся к точной истине и наилучшей возможной помощи.
Всё это так, можешь доверять его субъективной честности, а это уже немало. Как раз вчера позвонили из зубоврачебного офиса: «Почему ваша дочка не приходит?» Уточнил: она разок побывала там, сняли снимки — «нужно делать рутканал!». Усомнилась, отнесла рентгены к знакомому дантисту, тот посмеялся, запломбировал зуб — уже 5 лет пломба стоит как миленькая. Как видите, бывает лечение зуба, а бывает и кошелька. Наш друг-дантист — человек в ермолке, и хотя «гарантию даёт только страховой полис», но, согласитесь, знание о том, что есть ещё контролирующая инстанция, кроме горздрава и суда, повышает шанс на добросовестность.
Однако — это всё вещи важные, но субъективные. А есть ещё нечто, в них нуждающееся, но их превосходящее. И это — та самая «сията дишмая». Евреи не считают, что «оставил Б-г Землю», закрутил машинку и послал нас вращаться на угле-кислородно-водородном шарике. «Каждый день, постоянно обновляющий Творение» — говорим мы о Нём в ежедневной утренней молитве. Да, Создатель прячется, маскирует своё управление, изгаляется как может, чтобы дать нам максимум свободной воли и свободного выбора. Но — «на мгновение отвернётся Он — и всё обращается в ничто», «если бы не Завет Мой с днём и ночью (о том, что евреи будут изучать Тору) — законы небес и земли не установил бы Я».
Творец хочет, чтобы созданный Им мир не превратился в клоаку и джунгли — и потому печётся о сохранении в нём Его Закона, знаний о высшей природе, о цели и смысле нашего бытия. И для того «раскинул в мире сети» — я правильно перевожу «вэб» и «нет» из интернетного жаргона? А «сети Творца, раскинутые по миру» — это люди, живущие по Его Закону и помогающие другим жить по нему. В первую очередь — это раввины. И чтобы придать авторитет и достоверность своему Закону в глазах людей — Творец мира оказывает своим работникам невидимую помощь: посылает мысли, направляет интуицию, устраивает ситуации, в которых легче принять и реализовать верное решение и т. д. — в совокупности это называется «сията дишмая». Я, шахматист и тренер, могу, например, профессионально оценить, насколько значима интуиция и сколь часто всё решают неведомо откуда прискакавшие мысли…
Мне довелось слышать от знакомых раввинов немало конкретных историй о такой «скрытой помощи». Чаще всего она, конечно, касается, соблюдения законов Торы. Но — не только. Например, в ближайшей к нашему дому синагоге молодой рав, человек мягкий, ведущий себя со всеми очень скромно и демократично. К нему постоянно кто-то пристаёт, приходят и приезжают с абсолютно любыми вопросами — по бизнесу, где провести отпуск, о чём-то электронном, философическом, семейном… Не один год уже это длится. Значит, советы таки помогают?
А на прощанье обещанный конкретный пример «прояснения глаз Торой». Вчера ночью услышал выступление мудреца. Отчего мусульманские «активисты» ведут себя так дико, варварски — но жертвенно и во многом успешно? Как им удаётся буквально «ставить на колени» Запад? Откуда бредовая идея — но ставшая общеизвестной и как бы несомненной — что Иерусалим есть «третий по важности религиозный центр мусульманства»? Ведь Иерусалим в Коране не упомянут ни разу!
Дело вот в чём. На духовном, конечно, причинном уровне. В заслугу за сознательное обрезание (в 13-летнем возрасте) их праотца Ишмаэля мусульмане получили право на 400 лет владеть Святой Землёй «батокиф» — «властной рукой» (и ещё 9 веков менее устойчиво). Все другие народы владеют «Фалыстыном» только тогда, когда слабеет еврейский народ, его связь с Создателем — но мусульмане имеют кое-какое право на эту страну по собственным заслугам. Ибо они — единственный, кроме евреев, «народ», беспримесно провозглашающий: «Г-сподь — Б-г, Господь один!» И они не только возглашают — но и действуют, ради этого жертвуют собой. Безумно, по-бандитски, зверски и ложно — но готовы на всё ради своей веры, где истина искажена дикостью «дикаря-человека». Дикаря — но всё же человека! Все «мирные переговоры» бесполезны на перспективу — ибо в их идеологии служение Б-гу — в наивысшей своей форме есть война и смерть. У евреев апофеоз служения Б-гу — «не поднимет народ на народ меча» — мир, любовь, жизнь. Можно сказать, здесь сошлись в битве две чистых формы служения истинному Б-гу: добро и зло, жизнь и смерть. Об этом говорит царь Давид в псалме: «Я — мир, а их разговоры — о войне». И страшный теракт в Хар-Нофе, когда смерть ворвалась в храм жизни — о том, что наше служение Б-гу жизнью сейчас недостаточно, ослабело. Мы вкладываем меньше души в жизнь по Торе — чем их дикари в смерть и жестокость «по Корану».
Я почти все факты — а рав приводил их множество, здесь только выжимка — знал. Но общую картину и почему в центре внимания всего мира всё больше евреи и мусульмане сейчас — не мог вычислить; как и духовную подоплеку и перспективу текущих процессов. Ну так зачем евреям нужны раввины?
«Старые люди и мудрецы Торы для еврейского народа — как крылья для птицы».