Живя в Эрец Исраэль, каждый еврей должен приносить в Храм «бикурим», первые плоды собранного урожая. Передавая их коэну, надо громко произнести слова благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век, и за то, что Он даровал нам прекрасную страну Эрец Исраэль, текущую молоком и медом. В последний день праздника Песах в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны отчитаться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев.
Закончив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу: поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести — на горе Эваль, а левиты встанут в долине между этими горами и произнесут двенадцать заклятий, на каждое из которых народ ответит: «Амен!»
Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но, если они не будут ей следовать, их ждут страшные кары: неурожаи и голод, поражения в войнах, чужеземный гнет, преследования, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние…
***
«Возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь в стране твоей, которые Б-г дает тебе…» (26:2).
Сегодняшний раздел начинается с заповеди «бикурим», уже упоминавшейся в предыдущих разделах «Мишпатим» и «Ки тиса». Когда сыны Израиля придут в свою страну и поселятся в ней, каждый из них должен будет взять плоды первого урожая, положить их в корзину, принести в Храм и передать корзину дежурному коэну. Коэн поставит ее перед жертвенником, и хозяин громко прочтет короткую декларацию, в которой изложит основные события египетского плена и Исхода (эта часть включена в текст Пасхальной агады), сообщит о приходе в Эрец Исраэль, «страну, текущую молоком и медом», и выразит свою радость и благодарность Творцу.
Великий каббалист Аризаль (раби Ицхак Лурия), живший в Цфате в XVI веке, говорил, что заповедь приношения «бикурим» представляет собой «тикун», исправление греха разведчиков, принесших клеветнический отчет о Святой Земле. Из-за этого тяжкого греха евреи оставались в пустыне 40 лет до полной смены поколений.
Мицва приношения первых плодов и особенно устная декларация «бикурим» искупают этот грех. Еврейская традиция требует осторожного обращения со словами. Поэтому словесный грех разведчиков можно компенсировать только словесной мицвой, провозглашающей особую ценность Страны Израиля в еврейской национальной жизни.
Человек, принесший «бикурим», опровергает навет разведчиков, которые жаловались, что эта земля «проглатывает» своих жителей. Он говорит, что счастлив находиться в Эрец Исраэль, называет ее «страной, текущей молоком и медом». Разведчики говорили то же самое, но оспаривали обещание Творца и пренебрегали Его бесценным подарком — Страной Израиля. Они утверждали, что Б-г вывел евреев из Египта, чтобы умертвить их вражеским мечом. Нет, возражает хозяин «бикурим», Б-г приведет нас в замечательную страну для счастья и радости, и мы должны быть признательны Ему за этот дар, ведь благодарность — одна из главных черт еврейского характера. Даже название нашего народа на иврите — иегудим — происходит от слова «легодот» — благодарить.
Живя сегодня в Эрец Исраэль, мы выполняем лишь часть заповедей, относящихся к земле: отказ от сельскохозяйственных работ в седьмой год («шмита»), отделение десятин урожая («трумот» и «маасрот»). Мицва «бикурим» не входит в их число, потому что недостаточно лишь отдать коэну корзину с плодами и произнести стандартный текст. Эта церемония должна происходить в атмосфере радости и покоя, безопасности и мира, которой нам так сейчас не хватает. И еще для этого нужны Храм и Санхедрин, высший судебно-законодательный орган еврейской власти.
И все же, если вы прожили в Эрец Исраэль год или двадцать лет, видели древние холмы Иудеи, по которым бродил наш праотец Авраам и о которых тосковал Моше Рабейну, если вы замечали дорожные указатели с именами великих царей и пророков, вспомните своих дедов и прадедов, их страдания и веру, их ежедневную мольбу: «Да удостоимся мы увидеть своими глазами, как Ты вернешься в Сион!»
И тогда к горлу подступит комок, и сердце, несмотря на все тяготы и разочарования, учащенно забьется, наполняясь ни с чем не сравнимым восторгом и благодарностью за то, что именно вам, нам с вами, нашему поколению довелось исполнять финальную сцену в грандиозном спектакле под названием «Возвращение». Из груди вырвутся слова: «Слава Б-гу, я здесь!» Это и будет наша «осовремененная» форма исполнения заповеди «бикурим».
Расплата за ненависть
«И будет, если не будешь ты исполнять волю Б-га…» (28:15).
Главную часть «Ки таво» составляет «тохаха», суровое предостережение с перечислением тех наказаний, которым подвергнутся евреи за отказ от своего предназначения, за измену Б-гу и Торе.
Это уже вторая «тохаха». Первая записана в разделе «Бехукотай» книги «Ваикра». В ней, по мнению Рамбана (рабби Моше бен Нахман, XIII век), идет речь о разрушении Первого Храма и 70-летнем вавилонском изгнании. Сегодня мы читаем об изгнании, последовавшем за разрушением Второго Храма. Это двухтысячелетнее рассеяние продолжается до сих пор, причем в тексте предостережений нет и намека на то, когда оно закончится. Есть лишь условие: евреи должны совершить «тшуву», вернуться к Торе. Первая «тохаха» прямо и без всяких условий обещает их скорое возвращение в Эрец Исраэль после того, как завершится строго отмеренный срок пребывания в вавилонском плену. Те пророчества, как известно, целиком исполнились.
Есть здесь еще одно важное, пожалуй, главное различие, раскрывающее истинную причину нескончаемой ночи нынешнего галута. В «Бехукотай» говорится о всевозможных формах идолопоклонства, приведших к разрушению Первого Храма и изгнанию.
Сегодняшняя «тохаха» упоминает только неполное соблюдение заповедей, из чего мы делаем вывод, что в целом евреи периода Второго Храма были людьми благочестивыми и хранили верность Торе.
Так за что же был разрушен Второй Храм? Мудрецы отвечают: за беспричинную ненависть евреев друг к другу, за «синат-хинам». Страна была расколота на множество враждующих группировок, и даже в осажденном римлянами Иерусалиме, оказавшись на грани национальной катастрофы, они продолжали сводить счеты друг с другом.
А теперь оглянитесь вокруг. Какая главная черта определяет сегодня характер взаимоотношений между евреями? Правильно, все то же соперничество, все та же нетерпимость и беспричинная враждебность.
Поэтому неудивительно, что весь мир до сих пор не признает наше право на Страну Израиля, которое записано в Великой книге, что общественное мнение и средства массовой информации дружно настроены против нас, что мы никак не можем победить террор и что Государство Израиль, задуманное как убежище для евреев всего мира, грозит превратиться (не дай Б-г!) в беззащитное гетто, живущее в ожидании очередной «акции» наших ненавистников.
Пока мы не избавимся от этого тяжелейшего коллективного порока — «синат-хинам», галут не прекратится и мы будем обречены страдать…