Врачу, исцелися сам!
Борцы за охрану природы от человека делят население земного шара на две категории. Одну составляют они сами — благородная элита с сильно развитым чувством ответственности за судьбы нашей планеты. Сынам света противостоят черные силы реакции, жаждущие погубить окружающую среду и делающие максимум возможного, чтобы приблизить грядущий апокалипсис. (Темные, неразвитые массы, особенно в странах Третьего мира, не в счет: они не ведают, что творят, посему их можно простить и вынести за скобки.)
Евангелие от главного пророка экокатастрофизма – бывшего вице-президента Ала Гора, которого его голливудские поклонники восторженно величают “горакулом” — гласит, что по нашей вине Земля катастрофически разогревается, и если мы немедленно, прямо сейчас, не примем экстренных мер для сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа и прочих парниковых газов, нашу планету не сегодня-завтра ждет неминуемая погибель.
Напрасно немногие отчаянные смельчаки, нашедшие в себе силы сопротивляться могучему напору моды, доказывают, что чередование циклов потепления и похолодания – климатическая норма, что повышение глобальной температуры не грозит никакими катастрофическими последствиями, что вклад человека в это явление ничтожен и, даже если встать на весьма сомнительную точку зрения, будто цивилизация — враг природы, мы бессильны исправить положение. Голосов скептиков не слышно за громовым топотом и мычанием «стада независимых мыслителей», как Гарольд Розенберг саркастически окрестил “прогрессивное общественное мнение”.
Антропогенное (вызванное человеческой деятельностью) потепление климата приобрело статус непогрешимой истины в последней инстанции, превратилось в универсальный ключ к постижению всех тайн природы. Активисты “зеленого” движения на вопрос о том, как объяснить рекордные холода, пожимают плечами: “Что ж тут непонятного? Похолодание вызвано потеплением, неужели не ясно?” Действительно, проще пареной репы!
Борьба с потеплением климата с энтузиазмом подхвачена “прогрессивными” элитами, которые в лице своих наиболее ръяных представителей изощряются в придумывании спасительных рецептов. Например, изменить рацион крупного рогатого скота с целью уменьшения содержания парниковых компонентов – как бы выразиться поизящнее — в коровьем выхлопе. Или резко снизить пользование туалетной бумагой, дабы сократить вырубку деревьев, поглощающих злокозненный углекислый газ и выделяющих спасительный кислород.
Известная рок-певица Шерил Кроу, озвучившая эту смелую идею, объявила, что, стоит нам только ограничить пользование туалетной бумагой одним квадратиком на одно посещение отхожего места, как сразу все станет вокруг голубым и зеленым. Неизвестно, подает ли она личный пример бережного отношения к туалетной бумаге, но теперь друзья и знакомые рок-дивы, наверное, опасливо жмутся, когда им приходится пожимать ей руку.
Шерил Кроу не впервой выручать человечество. После трагических событий 11 сентября 2001 года она выступила с новаторской формулой установления вечного мира на земле: “Просто нужно, чтобы не было врагов, а чтобы все дружили”. Приятно сознавать, что такой могучий интеллект, который с легкостью нашел выход из тупика, в котором тысячелетиями беспомощно топталась философская мысль, ныне обратился к решению самой актуальной проблемы современности, как называют глобальное потепление Ал Гор и его последователи.
“Все мы должны принять хоть какое-то участие в борьбе за охрану окружающей среды. Я хочу научить молодежь, как вносить посильную лепту в это благородное дело”, — щебечет Шерил Кроу. Ее недавние гастроли по университетским кампусам носили назидательное название: “Турне во имя борьбы с глобальным потеплением”. Но вот незадача: певица, настолько ревностно пекущаяся о природе, что готова даже пожертвовать от имени человечества немаловажным удобством, себя в жертвенный список почему-то не включает.
Призывая молодежь всемерно уменьшить свой “углеродный отпечаток”, т.е. изменить образ жизни таким образом, чтобы сократить выбросы углекислого газа, она со своей группой разъезжает кавалькадой в составе шести легковых автомобилей, четырех автобусов и трех девятиосных фур. (Интересно, какое количество туалетной бумаги нужно было бы сэкономить жителям земного шара, чтобы скомпенсировать количество парниковых газов, выбрасываемых автоколонной Шерил Кроу за одну гастрольную поездку?)
Характерно и дополнение к ее гастрольному контракту, где указываются потребности рок-певицы и ее антуража в спиртных напитках (которые, как известно, отнюдь не способствуют уменьшению выбросов парниковых газов): если она выступает во вторник, устроители концерта обязаны снабдить ее джином, в четверг – шампанским, в пятницу – текилой.
Сверх этого для подпитки творческого вдохновения Шерил Кроу требуется также дюжина немецкого пива марки Grolsch, полдюжины “местного пива”, а также неуказанный литраж “приличного австралийского каберне” и “пристойного мерло”. Ничего не скажешь, губа не дура. Представитель Шерил Кроу объяснил, что это все – навет клеветников, поскольку цитируемый документ устарел и давно заменен новым. Однако на просьбу уточнить, как именно изменились алкогольные запросы его хозяйки, споуксмен затуманился и сделал вид, что не слышит.
Столь же разительно расходятся слова с делами практически у всех ведущих ревнителей природы. Призывая своих последователей вести предельно скромный образ жизни («сокращая свои потребности, ты спасаешь природу!»), для себя, любимых, они делают исключение. Существует точка зрения, что, отказываясь следовать своим собственным проповедям, современная знать намеренно проводит грань между собой и простым людом по примеру аристократии былых веков.
При феодализме существовали специальные законы (латинское название sumtuariae leges), предназначенные укреплять иерархические порядки путем регулирования потребления определенных видов одежды, пищевых продуктов и предметов роскоши. Такие законы не позволяли простолюдинам подражать аристократии и лежали в основе дискриминации по признаку социального положения.
Предаваясь безудержному потреблению, от которого нынешняя элита надрывно предостерегает человечество, она укрепляется в сладостном сознании своего нравственного превосходства: носители передовых идей полагают, что их заслуги перед обществом настолько велики, что освобождают их от необходимости выполнять нормы общечеловеческой морали.
Однако в современной демократии, где имидж – альфа и омега, одно лишь служение на поприще общественной пользы не может служить достаточным оправданием для вопиющего потребительства. Необходимо нечто более убедительное. И рыночная инициатива не замедлила прийти на помощь ревнителям природы, отбивающимся от обвинений в лицемерии.
В Средние Века римско-католическая церковь придумала ловкий способ облегчать совесть и карманы своей богатой паствы. Ватикан стал бойко торговать индульгенциями – грамотами об отпущении грехов, которые освобождали души купивших их грешников от адских мук, либо существенно сокращали срок пребывания в аду. Цена индульгенции увеличивалась с ростом тяжести грехов: чем больше заплатил, тем больше срока тебе скостят.
Вот и сейчас придуманы индульгенции, но только в экологическом варианте, – лишнее подтверждение квазирелигиозного характера зеленого движения. Во мгновение ока возникла целая индустрия, предлагающая грешникам, превысившим нормы бережливости энергоресурсов, искупать свои злодеяния покупкой “углеродных компенсаций” или “углеродных кредитов”.
Душеспасительная схема предельно проста. Нанес ущерб среде обитания, выбросив в атмосферу такое-то количество углекислого газа сверх нормы? Уплати нам сумму, соразмерную допущенному нарушению, и мы скомпенсируем твой грех, посадив соответствующее количество деревьев или приняв участие в каком-либо богоугодном… пардон, политкорректном энергетическом проекте.
Авиакомпания Delta, например, предлагает “углеродные компенсации” сознательным пассажирам, которые за доступную цену желают на короткий срок уподобиться прогрессивным миллионерам, летающим в собственных самолетах. Такса божеская: одиннадцать долларов с пассажира за международный рейс в обе стороны, а за полет туда и обратно в пределах США и всего-то пять с полтиной.
Собранные таким образом деньги авиакомпания обещает передать природоохранной организации Conservation Fund для посадки деревьев в целях компенсации “углеродного отпечатка” каждого рейса. Руководство авиакомпании рассчитывает таким образом заметно повысить свою репутацию в «прогрессивно мыслящих кругах».
Химический концерн Dupont узрел в новой моде не только способ повышения своего имиджа. Памятуя старую истину, что на то и умные люди, чтобы разгружать карманы дураков (или, как сейчас говорят, разводить лохов), Dupont предлагает потребителям платить по 4 четыре доллара за каждую тонну двуокиси углерода, которую фирма предполагает устранить из газообразных отходов своего завода в Кентукки. Поскольку требуемое для этого оборудование относительно дешево, операция сулит немалые барыши.
Поскольку потенциально на этом новом рынке пахнет миллиардами, неудивительно, что в кругах разворотливых предпринимателей начался бурный ажиотаж. Множество компаний, жаждущих поучаствовать в разработке невесть откуда взявшейся золотой жилы, рекламируют свои услуги по продаже “зеленых” индульгенций.
Газета Financial Times провела расследование “зеленого предпринимательства” и пришла к выводу, что многие миллионы долларов тратятся на пустые проекты, не приносящие никакой пользы среде обитания. Во многих случаях лишь незначительная часть “углеродных компенсаций” расходуется на природоохранные мероприятия.
Бывает и так, что компании предоставляют обществу право платить за проекты, которые они в любом случае планировали провести за свой счет. Например, американская “зеленая” фирма Blue Source предлагает потребителям искупать свои прегрешения перед природой, вкладывая деньги в проекты закачки углекислого газа в нефтеносные пласты для повышения их отдачи. Но при нынешней высокой стоимости нефти эта технология и без того более чем рентабельна. Нефтяные компании просто получают дополнительный доход от продажи “кредитов” за “секвестрацию углерода”.
Но подобные скандальные факты совершенно не волнуют покупателей “углеродных компенсаций”, не желающих поступиться привычным образом жизни. Особенно отличается неуемностью своих земных нужд верховный главнокомандующий “зеленого” движения, бывший вице-президент США, лауреат премии Академии киноискусства и лауреат Нобелевской премии мира Ал Гор.
“Углеродный отпечаток” автора экопропагандистского фильма-ужастика “Неудобная правда”, выдаваемого за документальную картину, подстать его дородству последних лет. Ал Гор неустанно колесит по миру, агитируя за скромность и воздержание, но при этом передвигается исключительно в лимузинах и частных реактивных самолетах, выбрасывающих в атмосферу уйму углекислого газа.
Даже если нужно пройти всего несколько десятков шагов, как было на Каннском кинофестивале, где он жил за углом от здания, куда ему предстояло явиться, Гор принципиально отказываеся ходить пешком. Не потому, конечно, что боится растрясти жиры, честно нажитые неутомимыми трудами на ниве чревоугодия, а чтобы воочию продемонстрировать свое высокое социальное положение. Чтобы не подумали, будто он простой смерд. Как говорили древние римлянине, “что позволено Юпитеру, не позволено быку”, хотя, по правде сказать, изрядно раздобревший Ал Гор ныне гораздо больше похож на быка, чем на Юпитера.
Проповедник режима жесткой экономии энергоресурсов живет в фешенебельном районе Бел-Мид главного города штата Тенесси – Нэшвилла. Он занимает особняк о двадцати спальнях с восемью ванными комнатами, отапливаемый природным газом. Бассейн с подогревом, раздевалка при бассейне и отдельный гостевой флигель тоже оснащены газовым отоплением. Его резиденция, в четыре раза превышающая по площади средний американский дом, сжигает газа в 20 раз больше обычной семьи.
Не отказывает себе бывший вице-президент и в электричестве. За один месяц он расходует больше электроэнергии, чем рядовая американская семья за целый год. По данным министерства энергетики США, рядовое американское домохозяйство потребляет в год 10 656 киловатт-часов, а вот Гор расходует на свои нужды порядка 221 000 кВт – в 20 с лишним раз больше среднеамериканского показателя.
В результате счет за электроэнергию автора “Неудобной правды” в 2006 году составлял 1359 долларов в месяц. А если добавить сюда 1080 долларов, которые он ежемесячно платил за газ, выходит, что пророк бережливого отношения к природным ресурсам буквально сорил этими самыми ресурсами, расходуя их в среднем на 2400 долларов в месяц, т.е. почти 30 000 долларов в год. Эти данные выудила некоммерческая, беспартийная организация Tennessee Center for Policy Research из открытой отчетности коммунальной компании Nashville Electric Service.
Ал Гор парировал наскоки клеветников, в своей обычной строго-назидательной манере указав, что он ведет “углеродонейтральный образ жизни”, компенсируя свое избыточное потребление энергоресурсов приобретением “существенных углеродных компенсаций”. И верно, он покупает зеленые индульгенции у базирующейся в Лондоне компании Generation Investment Management, созданной специально для отпущения углеродных грехов.
Но что это? Владельцем лондонской душеспасительной компании, как выяснилось, является… Ал Гор. То есть, попросту говоря, штрафы за свои прегрешения перед матерью-природой бывший вице-президент платит самому себе. То-то, небось, уморился, бедняга, перекладывая деньги из одного кармана в другой.
Но это еще не все. Он покупает у принадлежащей ему компании отнюдь не “углеродные компенсации” как таковые, а лишь ее акции, курс (а стало быть, и стоимость) которых он всячески пытается вздувать, пользуясь своей популярностью среди приверженцев “зеленой” идеи. То есть, Гор замаливает свои экологические грехи способом, который не только не стоит ему ни единого цента, но сулит дополнительные барыши.
Плюс к тому же сознательным гражданам, вносящим свою лепту в благородное дело борьбы с глобальным потеплением в виде “углеродных компенсаций”, в ряде штатов полагаются налоговые льготы. И если таковые существуют в Теннесси, бывший вице-президент вряд ли упускает случай ими воспользоваться — всяк злак на пользу человека.
Вот уж, действительно, “неудобная правда”.
Политики от «науки» при деньгах привыкли делать деньги из «воздуха» а знания мешают…Но они при власти и это решает …