Когда отпустил… Недельная глава «Бешалах»

Когда отпустил …Когда фараон отпустил сынов Израиля из Египта, Б-г не повел их прямой дорогой через страну филистимлян, а направил в пустыню. Вскоре, однако, фараон снова передумал и пустился в погоню с отрядом колесниц. Прикрыв евреев от прямой атаки с ходу, Б-г рассек Красное море, и они перешли на другой берег по обнажившемуся дну. Египтяне последовали за ними, но воды сомкнулись, утопив всадников и колесницы. Выйдя на берег, благодарные евреи обратились к Б-гу с торжественной Песней моря. После трех дней пути мучимые жаждой беглецы нашли лишь горькую воду в местечке Мара. В стане усилился ропот, и Моше опреснил воду, бросив в нее дерево. Там же пророк сообщил евреям первые заповеди. И снова жалобы: люди с тоской вспомнили «прелести» египетского рабства, «горшки с мясом». Тогда Б-г послал им сытную мясную пищу в виде перепелов, а наутро с неба выпал ман (манна небесная), особый сверхпитательный продукт. Из-за отсутствия воды опять возникла угроза бунта, и по указанию Всевышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во время трудного перехода на евреев напали амалекитяне. Иегошуа бин-Нун ввел в бой полки, а Моше обеспечил Б-жественное прикрытие своей молитвой.

Коды спасения
«И взял Моше кости Йосефа с собой, ибо клятвою заклял тот сынов Израиля, сказав: “Несомненно, вспомнит Всевышний о вас — так вынесите отсюда кости мои с собой”» (13:19).
Пока евреи, готовясь к Исходу, «одалживали» у египтян серебряные и золотые вещи, Моше искал саркофаг с телом Йосефа. Его усилия с похвалой отмечены мудрецами Талмуда. В трактате «Сота» (13а) они называют его «человеком, мудрым сердцем, берущим заповеди». Но ведь сынам Израиля тоже было заповедано «одолжить» серебро и золото у своих египетских соседей. Значит, они тоже «брали» заповедь.
И да, и нет. Одно дело заповедь, выполняя которую, ты обогащаешься, и совсем другое — заповедь «хесед шель-эмет» (истинное милосердие), которую выполняют по просьбе умершего человека, зная, что он ничем не сможет тебя отблагодарить.
Моше было нелегко. Ведь он не знал, где был похоронен Йосеф, умерший примерно за 140 лет до событий, описанных в сегодняшнем разделе. Сам фараон велел набальзамировать тело своего премьер-министра и поместить его в металлический саркофаг, который затем погрузили в Нил.
Это было сделано специально, чтобы евреи не нашли останки Йосефа и не перенесли их в Эрец Исраэль, как они поступили с телом его отца Яакова. Египтяне искренне верили, что, пока мертвый Йосеф находится в их стране, остается в силе благословение Яакова-авину, сказавшего однажды, что река Нил будет полностью и даже сверх меры обеспечивать потребности Египта в воде.
Они оставили бы у себя и тело Яакова, соорудив для него персональную пирамиду, но не решились спорить со своим могущественным правителем Цафнат-Панеахом (он же Йосеф), который твердо решил похоронить отца в Эрец Исраэль. К тому же фараон был вынужден считаться с тем, что Яаков взял клятву с сына, а клятвы, даже чужие, надо уважать и исполнять.
Чтобы найти саркофаг Йосефа (а это надо было сделать очень быстро, поскольку Исход уже начался), Моше обратился за помощью к Серах, дочери Ашера, основателя одного из двенадцати колен Израиля. Серах была очень стара — еще за двести с лишним лет до описываемых событий она сообщила Яакову, что Йосеф жив и процветает на чужбине.
Серах была выдающейся женщиной не только в силу своего уникального долголетия. Она была в числе девяти человек, которые вошли живыми в Райский сад, и поэтому не умерла в известном для нас смысле этого слова. Она живо откликнулась на просьбу Моше и указала ему точное место в реке, куда опустили Йосефа.
Но почему Моше попросил о содействии именно Серах, а не сыновей Менаше Махира и Яира, которые родились еще при жизни Яакова, а спустя 250 лет вместе с другими участниками Исхода вошли в Эрец Исраэль? Ведь Махир и Яир были внуками Йосефа и, наверное, знали, где покоится их прославленный дед. Во всяком случае, знали не хуже Серах, человека из другого колена.
Дело в том, что у Серах было важное преимущество перед внуками Йосефа: она знала коды спасения. Когда Моше пришел в Египет и заявил сынам Израиля, что Б-г послал его вывести их из рабства, старейшины обратились именно к Серах, чтобы выяснить, настоящий ли он спаситель или самозванец. У всех еще была свежа горькая память об авантюрном побеге из Египта двухсот тысяч молодых людей из колена Эфраима, которые ошиблись в расчетах времени спасения и ушли в пустыню на тридцать лет раньше срока. Они направлялись кратчайшим путем в Эрец Исраэль, но были поголовно истреблены воинственными жителями Газы.
Серах спросила старейшин, какие именно слова сказал им Моше. Услышав, что он произнес «пакод пакадти», фактически повторив слова Йосефа, который завещал перед смертью сынам Израиля: «Когда Б-г вспомнит о вас — пакод ифкод — тогда вынесите кости мои отсюда» (Берешит, 50:25), она подтвердила, что именно эти слова были сообщены ей в качестве кода спасения, именно их должен сказать подлинный спаситель. Значит, никакого обмана нет: Моше был действительно послан Б-гом.
Теперь, когда настало время выполнить завещание Йосефа, теперь уже сам Моше обратился к Серах, а не к Махиру и Яиру, чтобы узнать, где находится саркофаг. И она точно указала место на дне Нила.
Вынеся останки из Египта, Моше невольно подтвердил известное правило Торы: ни одна выполненная заповедь не остается без награды, причем Б-г платит ее той же «монетой». Йосеф удостоился быть погребенным в Эрец Исраэль, потому что в свое время не пожалел усилий, чтобы похоронить своего великого отца Яакова в пещере праотцев в Хевроне. А Моше, в свою очередь, удостоился того, что сам Всевышний предал его земле.

Счастливый талисман
Однако саркофаг с останками Йосефа сыграл важную роль и во время самого Исхода. Мидраш рассказывает, что, когда сыны Израиля, преследуемые египетским карательным отрядом, оказались перед бушующими волнами Красного моря и Моше по указанию Б-га взмахнул посохом и простер руку над морем, чтобы рассечь его, воды вначале отказались расступаться. В самом деле, с какой стати они должны менять свою природу, установленную самим Творцом!
И вдруг «море увидело и побежало», как сказано в молитве Аллель, которую читают в праздники. Что увидело? Саркофаг с костями Йосефа. Почему «побежало»? Потому что Йосеф в свое время тоже «побежал» от своей хозяйки, которая домогалась его, то есть совершил противоестественный поступок с точки зрения обычной логики — любой другой человек на его месте, в его положении наверняка уступил бы таким «ухаживаниям».
И море решило последовать примеру Йосефа-праведника — тоже поступило противоестественно: расступилось, обнажив дно для еврейских беглецов.
Моше, по всей видимости, предвидел этот сценарий. Он знал, что, подняв останки Йосефа со дна реки, он не только сам получит награду за выполненную заповедь «хесед шель эмет», но и превратит саркофаг в счастливый талисман, который спасет еврейский народ, откроет ему путь к свободе.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора