Суббота раздела «Цав» — предпасхальная. Традиционно ее по целому ряду причин называют «шаббат а-гадоль» — Большая суббота.
Первый шаббат а-гадоль сыны Израиля отметили в рабовладельческом Египте за пять дней до Исхода, 10 нисана. В тот день они получили свою первую заповедь. Это была одноразовая мицва, не распространявшаяся на будущие эпохи. Б-г велел евреям привести домой овцу, чтобы использовать ее в качестве пасхальной жертвы. Сам факт публичного принесения в жертву этого животного, обожествленного египтянами, свидетельствовал о духовном раскрепощении недавних рабов. Сбросив с себя оковы страха, евреи сделали первый шаг на пути к свободе.
В шаббат а-гадоль после недельного раздела Торы в синагогах читают специальную «афтору», отрывок из Пророков (Малахи), в котором говорится о грядущем приходе Мошиаха и наступлении «Большого дня Б-га». В той же афторе пророк напоминает евреям о необходимости отделять десятину от полученных урожаев. Согласно традиции, в Песах всему миру устанавливается норма урожаев. Говорили мудрецы: «За несоблюдение законов десятин небеса замыкаются, наступает скудость, люди безрезультатно ищут заработок, и начинается голод…» Но если евреи выделяют на общественные нужды десятую часть от плодов своего труда, то, как возвестил пророк Малахи, нас ждет процветание: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г-сподь: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?»
В принципе, нам запрещено испытывать Всевышнего. Вот вы просыпаетесь в субботу утром и говорите себе: «Сегодня шаббат. На море я не поеду, а схожу разок в синагогу. Посмотрим, как Б-г вознаградит меня за этот подвиг». Нет, скорее всего, не вознаградит. Всевышний (как и любое начальство) не любит, когда Его шантажируют. Но в данном случае Он прямо говорит, даже просит: «Испытайте Меня. Пожертвуйте десятой частью своего заработка, и увидите, как ваша щедрость окупится сторицей. Кто дает — тот не теряет».
Всепожирающее пламя гордыни
«Вот закон о жертве всесожжения: жертва всесожжения («хи а-ола») находится на огне жертвенника всю ночь» (6:2).
Анализируя этот стих вне контекста, Рабейну Бахье (ХI век, Испания) приводит мидраш, в котором слова «хи а-ола» толкуются как признак заносчивости и высокомерия. «Ола» (жертва всесожжения) символизирует Рим, тщеславную и гордую империю. В конце концов, сообщает мидраш, римляне будут наказаны огнем за свою гордыню. Так и случилось: Рим был разрушен и сожжен варварами.
Тот, кто тщеславен и ставит себя выше других, будет судим огнем. Именно это произошло с жителями Содома, испепеленными огненной стихией.
Фараон тоже вел себя заносчиво. Он высокомерно говорил: «Кто такой Б-г, чтобы я слушался Его?!» За это его империя была наказана огнем, как сказано в разделе «Ваера», где описана одна из десяти египетских казней — град: «И был град и огонь, занимающийся внутри града…» (9:24).
Наконец, царя Ассирии Санхериба и вавилонского царя Навуходоносора, которые хвастались, что могут взлететь на небо, тоже ждал бесславный конец — оба стали жертвами огня, о чем свидетельствуют пророки Иешаягу («За то Владыка, Г-сподь воинств, пошлет худобу на тучных его (Санхериба), и вместо славы его разгорится огонь пожаром горящим», 10:16) и Даниэль: «Смотрел я тогда из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог, пока не увидел, как был убит зверь, а тело его сокрушено и отдано на сожжение огню» (7:11).
Пространство — не проблема
«И собери все общество…» (8:3).
Получив это указание, Моше тут же спросил Б-га: «Где собрать?» Б-г ответил: «…у входа в Шатер Откровения». Моше удивленно воскликнул: «Владыка Вселенной, Ты велишь мне собрать шестьсот тысяч мужчин и шестьсот тысяч детей на тесном пространстве размером пятьдесят на сто амот?!»
«Что тебя так удивляет? — сказал Б-г. — Вначале Я сотворил Небо размером не больше глазного зрачка, но затем распространил его от одного конца света до другого, как сказал пророк Иешаягу про Меня: «Он распростер небеса, как тонкую завесу, и раскинул их, как шатер для жилья» (40:22).
«То же самое произойдет и в период воскрешения из мертвых, которым будет отмечена мессианская эпоха, — продолжал Всевышний. — Когда Я воскрешу всех когда-либо живших людей, начиная с Адама, где они все поместятся? Вначале они действительно будут жаловаться на ужасную тесноту, о чем свидетельствует тот же Иешаягу: «Еще скажут тебе дети потерянные твои: «Тесно для меня место: подвинься, чтобы я мог поместиться» (49:20). И тогда я раздвину пространство, в котором они будут находиться».
Отец за сына отвечает…
«Грехоочистительная жертва должна быть зарезана пред Б-гом на том же месте, где режут жертвы всесожжения…» (6:18).
У каждого вида жертвоприношения был свой строго заведенный порядок. Знаменательно, однако, что Тора велит закалывать грехоочистительную и повинную жертвы в том же месте храмового двора, где приносили повседневные жертвы всесожжения. Это делалось для того, чтобы защитить чувства грешника, не выставлять его на всеобщий позор. Видя, что жертва находится к северу от жертвенника, никто не сможет с уверенностью сказать, что она должна искупить грех своего хозяина.
Эта традиция бережного отношения к человеческому достоинству сохранилась и в молитве «Шмонэ эсре». Ее читают три раза в день, стоя и молча. Мы не ходим на исповеди к «духовникам». В своих грехах мы каемся непосредственно Всевышнему, без всяких посредников. О чем каждый из нас просит Его, какими тайнами делится с Ним, — никто другой не знает.
Таков один из нравственных уроков, которые мы усваиваем при изучении храмовой службы.
Кстати, первой грехоочистительной жертвой в Мишкане стал бык, как сказано в сегодняшнем разделе, в эпизоде посвящения в должность коэнов: «Призови Аарона с сыновьями его, и возьми… быка, предназначенного в грехоочистительную жертву…» (8:2). Бык, принесенный в жертву от всего народа, должен был искупить грех золотого тельца: «отец» понес ответ за «сына».