Кто старое помянет… Недельная глава Торы «Микец»

Раздел «Микец» почти всегда выпадает на неделю Хануки. Нынешний год не исключение. Об историческом и религиозном значении этого праздника, его уроках в современном Израиле предпочитают не вспоминать.
В диаспоре Хануку считают чуть ли не зеркальным отражением христианского Рождества: тот же веселый зимний праздник с огнями и весельем; а у светских израильтян весь праздничный ритуал сводится к поеданию пончиков с повидлом — «суфганьот».
Между тем главная тема разделов «Ваешев» и «Микец», конфликт между Йосефом и его братьями, живо перекликается с событиями Хануки. Ведь Маккавеи вели не столько национально-освободительную, сколько религиозную войну. Вместе с греко-сирийскими завоевателями им противостояли евреи-эллинисты, стремившиеся подменить Тору «универсальной», «общечеловеческой» культурой, импортированной из Греции.
Ханука — наш общий праздник, и мы не будем омрачать его историческими параллелями, подсчитывать, сколько эллинизированных евреев помогали врагам преследовать своих «фанатичных» братьев; не станем разбирать поведение ассимиляторов и тех, кто равнодушно наблюдал за кровопролитием в Эрец Исраэль из своей комфортабельной диаспоры (уже тогда, 22 столетия назад, многие евреи жили за пределами своей страны).
К сожалению, наша история богата внутренними распрями. Даже сейчас, несмотря на беспрецедентную арабскую угрозу самому существованию еврейского государства, политические партии и движения не прекращают грызню и влиятельные силы убеждают нас, что главная проблема страны — не в продолжающейся войне с «палестинцами», а в еврейском «религиозном засилье».

Раскаяние и прощение
История похожа на гигантский пруд. Каждое действие, каждое событие подобно брошенному в него камню, от которого круги расходятся по всей водной глади. Волнение поверхности зависит от размера камня и от той силы, с которой он был брошен. Так и с нашими поступками; их последствия определяются духовной силой человека и характером тех действий, которые он совершает.
Праотцы еврейского народа были духовными гигантами, поэтому последствия их действий мы ощущаем до сих пор. Именно такой судьбоносной для нашей истории была встреча Йосефа с братьями.
Почему Йосеф так жестоко обращается с не узнавшими его братьями в сегодняшнем разделе? Его действия трудно назвать даже издевательством — он подвергает их тяжелейшей моральной пытке.
Нет, это не мстительность и не злорадство. Когда братья продали Йосефа в рабство, в единстве еврейского народа образовалась зияющая брешь. Ее нельзя было заделать одним великодушным прощением, ибо подлинное прощение невозможно без любви. Йосеф знал, что он не сможет до конца простить братьев, пока не увидит, что они искренне раскаиваются в расправе над ним, что они все-таки любят его. Кроме того, он знал, что сами братья не поверят в его прощение, пока он сам не убедит их в своей любви к ним.
Вот почему Йосеф напряженно ждал того момента, когда Иегуда скажет — не одними устами, а всем сердцем: «Что сказать господину моему, что говорить нам и чем оправдываться? Б-г нашел вину за рабами твоими» (44:16).
Услышав эти слова, Йосеф понял, что братья действительно раскаиваются, что они по-прежнему любят его и что они поняли истинную причину своих страданий. Лишь теперь, доведя братьев до полного отчаяния, смирения, когда они уже видели себя его рабами, Йосеф смог наконец раскрыться перед ними и показать всю бездонную меру своего собственного страдания, прощения и любви к ним.
Нет, это не мелодрама. Йосеф учил все последующие поколения евреев, нас с вами, что наша сила и наше благополучие — в нашем единстве и что нет единства без взаимной любви.
Да, мы очень разные люди; двенадцать сыновей Яакова, основатели колен Израиля, тоже были очень разными. Недаром говорят: на двух евреев — три мнения. Но мы все — дети Единого Б-га, и нет большей печали для Отца, когда Его дети ссорятся.

Слепота мудрейших
«И было утром: встрепенулась душа его (фараона), и он послал позвать всех волхвов и мудрецов египетских, и рассказал им фараон свой сон, и не истолковали его фараону» (41:8).
Толкователей снов в Египте хватало, поясняет Раши, но «не для фараона»; иными словами, их объяснения и версии (например, что у него родятся семь дочерей, и все они умрут) были неубедительными.
Странно, однако. Ведь Египет был кузницей чародейских кадров. В книге «Шмот» мы узнаем, например, что они, подобно Моше, превращали свои посохи в змеев и даже копировали, хотя и в гораздо меньших масштабах, первые несколько казней, которыми Б-г поразил их страну. А тут разгадать простой сон не сумели, хотя им не требовалось большого воображения, чтобы понять: коровы, как символ пахоты в Древнем Египте, и колосья указывают на хорошие и плохие урожаи в ближайшие годы. При чем же здесь дочери?
Причину этой непонятной слепоты мы находим в словах Йосефа, с которых он начал толкование фараоновых снов: «Не я — Всевышний ответит во благо фараона». Потом он еще несколько раз ссылался на Б-га, смиренно преуменьшая свою роль в разборе сновидений, хотя понимал, что фараон мог разочароваться в нем и отправить его назад в тюрьму.
Мудрость — это Б-жественный дар, и по-настоящему мудрые люди должны неустанно благодарить за него Творца. Сей дар отнюдь не гарантирован; Б-г оставляет за Собой право отнять его в любой момент — иногда надолго, иногда всего на несколько коротких, но очень важных минут «затмить» разум.
В разделе «Микец» Всевышний блокировал мудрость всех мудрецов Египта, оглупил их на время, лишь с одной целью: помочь возвышению Йосефа. Не случайно пророк Ишаяу говорил: «Г-сподь… поворачивает мудрецов вспять, и знание их делает глупостью» (44:25).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора