– Здравствуйте, уважаемый рав!
Мы семьей стараемся вести еврейский образ жизни и воспитывать детей в этом направлении. Но чем старше они становятся, тем проблематичнее нам поддерживать нормальные и доброжелательные отношения с родными.
Бабушки и дедушки обижаются, что мы не оставляем внуков ночевать у них. А если приезжаем к ним со своей едой, часто ратуют за «правильное питание» детей (по понятным причинам мы приезжаем со своей едой и не можем полноценно готовить у них на кухне).
На самом деле мы не отворачиваемся от них категорично и навещаем по мере возможности. Но оставлять детей в среде и атмосфере, уже чуждой нам, мне кажется неправильным.
Елена, Россия
– В своем письме Вы описываете весьма типичную для еврейской среды в наши дни ситуацию. Когда речь идет не просто об извечном и естественном, кстати сказать, конфликте «отцов и детей», но о глубоком мировоззренческом «расколе» в еврейских семьях.
На протяжении нескольких поколений определенная часть еврейства жила «как все», вне традиции своего народа. И вот в последние 20–40 лет начался обратный процесс, процесс возвращения евреев к своим корням, который уже можно назвать распространенным явлением современности. И это положительная сторона рассматриваемой нами проблемы.
Бывает, что тшуву (возвращение на путь Всевышнего) совершают родители. Но чаще все-таки — дети. Многие в молодом поколении, не ориентируясь на жизненные установки родителей, как бы заново познают действительность. Когда дети принимают еврейское мировоззрение и стараются жить по законам Творца, а их родители остаются с прежними представлениями о реальности, между старшим и младшим поколениями, безусловно, возникает серьезный конфликт. Но это еще полбеды. Трудности в общении «отцов и детей» с разными взглядами на мир в значительной мере усугубляются, когда в конфликте появляются новые участники — когда дети создают собственные семьи и у них рождаются дети.
В самом сложном положении в подобных случаях оказывается «промежуточное» поколение. На плечах представителей этого поколения, с одной стороны — заповедь, обуславливающая их обязанность уважать отца и мать, с другой — заповедь, предусматривающая их обязательство вырастить детей хорошими людьми, достойными сынами еврейского народа.
Как же быть, если носители чуждого мировоззрения — бабушки и дедушки, которые, что вполне естественно, хотят видеть внуков и общаться с ними? Как установить границы такого общения, чтобы и дети не пострадали, и дедушки с бабушками не были бы в обиде?
Сразу скажу, что решить эту задачу крайне трудно. И во всех случаях предложенные решения никогда не будут однозначными. Тут надо отчетливо понимать, что почитание родителей может охватывать все жизненные сферы, кроме мировоззренческой (что означает мудрость Торы, необходимость соблюдать ее заповеди и т.п.).
Отсюда следует, в частности, что оставлять детей одних в доме бабушки, где не соблюдаются еврейские законы, нельзя. Даже на самое короткое время. В данной проблеме есть и еще один немаловажный аспект. Родители обязаны воспитывать в своих детях уважение к старшим, в том числе к их дедушкам и бабушкам. В таких обстоятельствах, кстати сказать, нужно договориться, чтобы бабушка, принимая у себя дочь (сына) с детьми, подала на стол в разовой посуде, скажем, свежие овощи и фрукты (что не нарушит законов кашрута). А мама в качестве «добавления» принесла в дом родителей, к примеру, испеченный ею у себя пирог. Нельзя ставить перед родителями жесткое условие: в доме детей они не будут нарушать заведенный порядок и при внуках не станут негативно отзываться о еврейской традиции и обо всем, что с ней связано. Все это следует доброжелательно и доходчиво разъяснить старшему поколению. Подчеркнув, что вы не снимаете с себя сыновних и дочерних обязанностей, и они всегда могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Однако же родителям следует хорошо усвоить и осознать, что вы бесповоротно выбрали свой жизненный путь, путь приближения к Истине. И что вы также не можете допустить, чтобы они сеяли сомнения в душах их внуков, ваших детей, за будущее которых вы несете полную ответственность.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС