В шаге от пропасти

Вся эта история с Биламом выглядит странно. Если бы Тора не рассказала ее, мы бы никогда не узнали, что некий языческий прорицатель еще за тридцать три столетия до Гитлера пытался осуществить «окончательное решение» еврейского вопроса с помощью неконвенционального средства — разящих проклятий. Другие события из жизни евреев, зафиксированные в Торе, упоминаются и в иных источниках, известны нам из традиции, но то, что описано в сегодняшнем разделе, стоит особняком. Когда Балак и Билам плели сети заговора, евреи находились от них далеко, за пушечный выстрел, и не подозревали, какая страшная опасность им грозит.
Читая раздел «Балак», мы как будто оказываемся по другую сторону фронта, в тылу врага; вместе с ним смотрим издали на себя, повторяя за Биламом: «Вот, с вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него». Мы как будто исполняем роль статистов в кинофильме, который сами сочинили и сами поставили. Если бы этот раздел не вошел в Пятикнижие, мы бы так и не узнали, как близка была катастрофа и каким чудом мы ее избежали.
Евреи прошли в шаге от пропасти, так ее и не заметив, пребывая в блаженном неведении относительно коварных замыслов моавитянского царя и языческого «экстрасенса».
Такие ситуации не раз повторялись в нашей дальнейшей истории. В конце шестого века византийцы полностью очистили Эрец Исраэль от еврейского присутствия. Они готовились идти дальше на восток, захватить Вавилон, где тогда процветала талмудическая ученость, и превратить его в «зону, свободную от евреев», юденрайн.
Вавилонские евреи не подозревали об этих зловещих планах, но вскоре грянуло исламское восстание, и Византия была разгромлена, а евреи — спасены.
Евреи, как известно, сыграли важную роль в свержении царской деспотии в России и установлении Советской власти. В «благодарность» за эту услугу Сталин намеревался провести свой вариант «окончательного решения». В 1953 году он инспирировал «дело врачей-отравителей», и есть свидетельства, что он хотел увенчать его массовой депортацией евреев на Дальний Восток. Но Сталин неожиданно умер, и сыны Израиля, запуганные и сильно ассимилированные, снова уцелели — не ведая об этом.
Сегодня в Израиле на каждый удавшийся арабский теракт приходится несколько неудавшихся. О некоторых таких осечках (бомба взорвалась в руках террориста; боевик был схвачен в тот момент, когда шел на «задание») мы узнаем из прессы, о других не узнаем никогда.
В псалме 117, самом коротком в Книге Теилим, мы читаем о том, как встретят люди эпоху Мошиаха: «Хвалите Б-га, все народы, славьте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам…»
Более ста лет назад один русский аристократ, видимо, знаток Библии, спросил ребе Ицеле из Воложина, почему именно неевреи будут хвалить Всевышнего за Его милость к еврейскому народу.
Ребе Ицеле ответил: «Народы мира и их правители постоянно замышляют уничтожить нас, тайно плетут сети заговоров, но Творец, да будет Он благословен, срывает их планы, о которых мы часто и не подозреваем. В отличие от нас, вы, неевреи, знаете обо всех своих неосуществленных замыслах; вам открыта вся глубина Его милосердия к нам. Поэтому именно вы, а не мы, можете воздать Всевышнему подобающую хвалу».
Билет в «высший свет»
«Кто исчислит прах Яакова и пересчитает пыль Израиля?» (23:10).
Согласно комментарию РАШИ, в этом невольном благословении Билама речь идет о многочисленных заповедях, которые евреи выполняют, используя прах и пыль. Назовем лишь некоторые из них: нельзя пахать землю одновременно на быке и осле; нельзя сеять «келаим», смесь виноградных семян с семенами пшеницы и ячменя; пепел красной коровы используется для ритуального очищения после контакта с мертвым телом; жену, заподозренную в неверности, проверяют напитком с землей, взятой возле храмового жертвенника и т.д.
Но почему Билам обращает внимание именно на эту категорию мицвот? Можно предположить, что он восхищается способностью евреев поставить на службу Б-гу даже самые будничные и малозначительные предметы, их умением придать святость кирпичам, дереву, тканям и даже земному праху.
Ибо только евреи знают, что единственная цель Творения заключается в освящении Имени Творца и что этой цели может служить любой сотворенный Им предмет, любая мелочь.
Царь Шломо говорил: «Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3:6). Другими словами, мы обязаны служить Б-гу, даже когда занимаемся самыми будничными делами: пьем, едим, спим, любим, — все эти действия, если совершать их правильно, по законам Торы, становятся актами святости. А Билам сообщает нам, что святостью могут обладать не только действия, но и предметы.
Комментируя вторую часть приведенного стиха, РАШИ говорит, что «пыль» («рова») — это семя, которое выделяется во время близости еврейских супругов. Билам, по-видимому, имел в виду стремление евреев придать святость даже таким действиям, которые у других народов, в других религиях считаются постыдными, воплощением грубого физического естества, антиподом святости.
В самом деле, кому придет в голову освящать половой акт, возводить его на такой высокий уровень, при котором мужчина стремится к близости не для собственного удовольствия, а для выполнения сразу двух заповедей: продолжения рода и чтобы удовлетворить жену (даже если она бесплодна или стара).
Теперь нам будут понятнее следующие слова Билама из того же десятого стиха: «Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть мой конец будет, как его».
Хафец-Хаим отмечает, что Билам мечтал умереть «по-еврейски» и, как еврей, унаследовать Мир грядущий. Но он не хотел жить еврейской жизнью. Ясно, почему. Ведь евреи ведут праведный образ жизни. Этот мир для них — лишь коридор, ведущий в Мир вечного, духовного блаженства, и они спешат использовать физические возможности и радости материального мира не для мимолетных наслаждений, а для получения гарантированного входного билета в «высший свет».
Такая философия чужда закоренелому материалисту, который и слышать не хочет ни о каком Мире грядущем и спешит впихнуть в отведенные ему на этом свете 70–80 лет как можно больше удовольствий, «чтоб было что вспомнить».
Жадный и тщеславный Билам был достаточно прозорлив, чтобы признавать Мир грядущий и видеть преимущества еврейского образа жизни, строгого, в чем-то аскетичного, но наиболее перспективного. Однако понимать еще не значит подражать. Короче, Билам, как и многие другие злодеи, хотел получить награду, но не хотел ее честно зарабатывать.
В результате Билам лишился жизни в обоих мирах. В разделе «Матот» (31:8) мы узнаем, что он погиб во время сражения от еврейского меча, а мудрецы Талмуда сообщают в трактате «Сангедрин» (90а), что Билам был одним из четырех людей нецарского звания, лишившихся своей доли в Мире грядущем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора