Йорам Эттингер, израильский ученый и дипломат, пишет о том, что арабское население Эрец Исраэль все больше усваивает западные ценности, уровень рождаемости в этой общине падает, а, соответственно, снижается уровень демографической угрозы.
Например, средний уровень рождаемости среди молодых арабов в Иудее и Самарии составляет 3 ребенка на женщину. А если сравнивать молодые, светские арабские и еврейские семьи в Израиле, то уровень рождаемости в еврейских семьях становится выше, а в арабских, наоборот, идет вниз.
Арабская рождаемость в Иудее и Самарии быстро идет на спад благодаря модернизации общества. Во-первых, происходит урбанизация общества. Если в 1967 году 70% населения проживало в сельской местности, то сейчас (2012) в городах живет 75%. Растет уровень образования населения и молодых женщин, в частности. Многие арабские девушки заканчивают среднюю школу и идут в колледжи. Они уже мечтают о карьере, и все больше женщин начинают работать. Они позднее выходят замуж и не боятся разводов. Все это означает, что репродуктивный процесс начинается позже. Подростковая беременность становится редкостью, хотя еще в 1967 году это было повсеместно. Нормой становится планирование семьи и секуляризация.
Как пишет Давид Гольдман в книге «Как умирают цивилизации», «по мере того как мусульманская рождаемость сокращается такими темпами, которых демографы никогда прежде не видели, она совпадает с европейской низкой рождаемостью. Двадцатилетние иранские женщины, выросшие в семьях, где было по 5-6 братьев и сестер, рожают по одному, от силы два ребенка. К середине этого столетия пояс мусульманских стран от Марокко до Ирана будет таким же малонаселенным, как и Европа».
Демографы выявили несколько факторов, связанных с уменьшением рождаемости: урбанизация, образование и грамотность. Дети в традиционных обществах представляли экономическую ценность в качестве сельскохозяйственных рабочих и опекунов родителей в старости. Урбанизация и пенсионные системы превратили детей скорее в источник расходов, чем доходов.
Десятки новых исследований подтверждают связь между религиозными убеждениями и рождаемостью.
Иранская 25-летняя мать, вышедшая замуж в подростковом возрасте, имеет к этому времени несколько детей. Ее дочь отложила создание семьи или вообще не хотела выходить замуж, а самые благоприятные для рождения детей годы посвятила образованию и работе.
Во второй половине прошлого века рождаемость во всем мире снизилась до 2,5 детей на одну женщину с 4,5 в начале 20 века.
Рождаемость в мусульманском мире снижается в два или три раза быстрее, чем в мире в среднем. Во всем мусульманском мире женщины с университетским образованием рожают не больше, чем европейские.
Только в беднейших странах с высоким уровнем безграмотности женщины все еще рожают по семь или восемь детей. Это Мали, Нигер, Сомали и Афганистан.
Иранское светское правительство шаха в 1970-е и 1980-е годы прилагало огромные усилия по повышению уровня образования. Исламская революция замедлила процесс. Но остановить его не могла.
Хания Злотник, директор отдела населения ООН пишет: «Не может не удивлять резкое снижение рождаемости в арабском мире». Начиная с 1980 года рождаемость снизилась в 8 из 15 ближневосточных стран.
Давид Гольдман в «Шпенглер» констатирует, что «единственной развитой страной (помимо США), где сохраняется высокий уровень рождаемости, является Израиль».
Он критикует израильских лидеров, которые строят свою политику на ошибочных демографических прогнозах: «Израильские уступки в первой половине 21 века (Осло Рабина, «размежевание» Шарона, беспрецедентные предложения Ольмерта) мотивировались страхом, что арабская рождаемость захлестнет еврейское население. На самом деле, все верно с точностью до наоборот.
Фактически, уровень рождаемости в Израиле в 2012 году составляет 3 ребенка на одну женщину, что выше, чем во всех арабских странах, за исключением Судана, Йемена, Ирака и Иордании, но и у них наблюдается тенденция к снижению рождаемости. Средняя еврейская мать израильтянка рожает больше трех детей. Более того, израильская здоровая демография дает уникальные возможности для экономического, социального и технологического роста, и национальной безопасности.
По мнению Голдмана, «в Израиле будет больше молодых людей, чем в Италии или Испании и столько же, сколько в Германии, уже к концу века, если уровень рождаемости останется неизменным. Через полтора столетия после Холокоста в еврейском государстве будет больше мужчин призывного возраста, а соответственно, и больше армия, чем в Германии».
Увеличение рождаемости в Израиле, особенно в светском секторе, коррелируется в относительно высоким уровнем оптимизма, коллективной ответственностью, преемственностью поколений, патриотизмом, традицией, верой и образованием, ориентированным на привитие ценностей. Израильская демография выглядит еще более оптимистично с учетом алии.
Демографические, экономические, военные и дипломатические ресурсы, имеющиеся в распоряжении Израиля в 2012 году во много раз превосходят то, что было в распоряжении Герцля в 1900, Бен-Гуриона в 1948 и Шамира в 1992 году.
Тот, кто полагает, что евреи обречены стать меньшинством к западу от реки Иордан, что к горлу еврейского государства приставлен демографический нож, и поэтому еврейское государство должно отказаться от географии в пользу демографии, глубоко заблуждается сам, любо вводит в заблуждение других.
На этой оптимистической ноте Йорам Эттингер завершает свой демографический обзор.
Yoram Ettinger, http://www.TheEttingerReport.Com