Мы только что отпраздновали Шавуот. Для обыденного сознания после праздника начинаются будни. Для людей, «посвященных» в духовные законы, после праздника начинается работа по интеграции праздника в будни.
Так же как Новый год начинает новый год и задает ему направление, так и Шавуот направляет нас куда-то. Наша задача — познать это направление.
Как мы уже писали, иудаизм любит «парный» способ представления мистических знаний. На каждую важную тему есть два разных фактора, которые с разных сторон освещают ситуацию. У нас есть два праздника, связанные с Торой, — Шавуот и Симхат Тора. Будет очень поучительным их сравнить.
Симхат Тора — очень понятный праздник, наполненный явными смыслами: слово Тора фигурирует в названии, вторая часть названия, слово «симха», означает радость. В день Симхат Торы мы завершаем цикл чтения недельных порций и торжественно начинаем новый цикл. Первая глава «Берешит» переполнена смыслами и идеями. В синагогах мы танцуем с Торой, то есть даже наши тела вовлечены в праздник.
В бывшем Союзе многие знали этот праздник. Те, кто боялись заходить в синагогу (комплекс атеиста), не боялись прийти во двор синагоги в Симхат Тору и станцевать.
Мы видим яркий праздник с множеством символов, посланий и идей. На этом фоне Шавуот выглядит Золушкой. Есть даже некая ирония, что в Шавуот серьезные люди учатся ночью, когда их никто не видит, так как все спят, а когда днем люди просыпаются, наши герои сладко спят после ночи учебы. Так что, с точки зрения стороннего наблюдателя, в этот праздник днем не только не веселятся, но и спят.
Но, учит нас глубинная мудрость, если серьезная вещь снаружи себя не проявляет, значит нам надо искать «внутри». В празднике спрятано важное измерение, которое мы должны обнаружить.
Раскрытие сокрытого
Название Шавуот переводится как «недели» и раскрывает нам первую тайну. Шавуот — праздник не сам по себе, а конец цикла из семи недель (49 дней). Это блок от Песаха до Шавуот.
Вторая подсказка — пищевые символы. До Песаха мы едим хамец (дрожжевой хлеб). В Песах мы едим мацу. Между Песахом и Шавуотом у нас есть два символа. В пустыне мы ели ман. Во времена Храма мы приносили омер — сноп ячменя. И наконец в сам Шавуот в Храм приносили две буханки белого дрожжевого хлеба (снова хамец).
Что нам хочет сказать эта «зашифрованная» цепочка символов? Напомним, что хамец — это хлеб, наполненный пузырями воздуха. Он символизирует раздутое самомнение, эго во всей своей красе (а внутри человека — пустота). Человек любит себя, любимого, и остальным нет места. Стив Джобс использовал эту любовь в своих брендах: I-phone, I-pad, I-pod и т.д. — буква I говорит, что все эти гаджеты для меня, любимого.
Хорошо ли это? Вопрос — а что внутри меня? Первый хамец иллюстрирует человека, которого снаружи много, но внутри него пусто. «Лекарство» от этого состояния — маца, мы убираем пустоту, оставляем суть. Тора выразительно рисует продолжение темы в виде пары ман — ячмень.
Ячмень говорит о «нижней» работе. Это пища животного, и эта символика приглашает нас к работе над своим низшим, животным началом. Ман — это подарок с Небес. Он приглашает нас раскрыть свою Высшую связь с Творцом. Вместо пустого, но очень гордого собой персонажа возникает «человек сознательный», с двумя «этажами» проработанной реальности.
И тут снова появляется символ хамца — дрожжевой хлеб в Шавуот. Но приходит этот символ на сам, а вместе с Дарованием Торы. Тора — это инструмент саморазвития и связи с Вс-вышним (автором Торы). Во втором случае (в Шавуот) хамец и воздух, поднимающий дрожжевое тесто, символизируют «драйв», энергию и пафос человека, активно стремящегося постичь Тору и себя с помощью Торы.
Б-г «спустил» в этот мир Тору, чтобы мы могли духовно подняться к Б-гу, став достойными этого дара.
Говорят мудрецы, что если в Рош а-Шана на Небесах решается, сколько нам выделить ресурсов для пропитания на год, то в Шавуот решается, сколько нам выделить Б-жественной помощи в изучении Торы и развитии себя с помощью этой Вечной Главной Книги нашего народа.