В манхэттенский федеральный суд поступил иск супругов Доменико и Элеоноры Де Соле из Южной Каролины, которые требуют 25 млн долларов со старейшей ньюйоркской артгалереи Knoedler & Company, утверждая, что ее дилер и бывший владелец продали им поддельную картину художника Марка Ротко. Иммигрант из России первой половины прошлого века Ротко, он же Марк Роткович, считается одним из ведущих американских художников-абстракционистов.
Как установило ФБР, лонг-айлендский арт-дилер Глафира Росалес через галерею Knoedler и еще одного нью-йоркского дилера продала минимум два десятка картин таких мастеров современной живописи, как Джексон Поллок, Франц Клайн, Виллем де Кунинг, Роберт Мазервелл и Марк Ротко. Некоторые из этих картин эксперты признали подделками, а в случае с полотном Мазервелла было возбуждено исковое дело. В декабре прошлого года лондонский коллекционер Пьер Лагранж обратился в суд, заявив, что купил у галереи Knoedler за 17 млн долларов картину Поллока, которая также оказалась подделкой.
Иск супругов Де Соле стал третьим. В нем сказано, что в 2004 году они купили у бывшей главы галереи Knoedler Анны Фридман за 8,3 млн долларов картину Ротко «Без названия. 1956» (Untitled. 1956). Экспертиза, которую заказали супруги, установила, что некоторые материалы и тона этой картины «не соответствуют утверждению», будто она написана Марком Ротко. Истцы также утверждают, что Анна Фридман ввела их в заблуждение, заявив, что эта картина будет включена в каталог произведений Ротко, и обманула их письменным заверением, что подлинность картины удостоверили несколько экспертов, включая Кристофера Ротко, сына покойного художника.
Галерея Knoedler & Company на Ист 70-й стрит в Манхэттене, одна из старейших и самых престижных в США, внезапно закрылась четыре месяца назад, просуществовав 165 лет. «Владельцы Knoedler Gallery с глубоким сожалением сообщают о ее закрытии, — гласило официальное заявление. — Это деловое решение было принято после тщательного обсуждения на протяжении длительного времени. Сотрудники галереи помогут упорядочить этот процесс». Видимых причин для столь стремительного закрытия галереи не было, но последние три года основательно расшатали ее благополучие. Рецессия 2008 года сделала свое дело, и в октябре 2009-го ушла в отставку президент Knoedler Анна Фридман, проработавшая там 31 год. Через два месяца галерея выставила на продажу таунхаус в стиле итальянского Возрождения на Ист 70-й стрит между Пятой и Мэдисон-авеню — восьмое здание, где она размещалась за полтора века и провела 41 год. За дом просили 59,9 млн долларов и продали за 31 млн. Затем начались судебные иски, о которых сказано выше.
Основанная Майклом Нодлером в 1846 году, его галерея сначала представляла в США французскую компанию гравюр Goupil & Company. Во времена, когда в Нью-Йорке еще не было крупных музеев искусства, Knoedler помогала формировать вкусы и украшать стены жилищ американских скоробогачей. Ее клиентами стали миллионеры Эндрю Меллон, Джей-Пи Морган и Генри Фрик, а также такие музеи, как Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и Тейт в Лондоне. В 1971 году галерею за 2,5 млн долларов купил миллионер-коллекционер Арманд Хаммер, который передал ее в свой фамильный фонд, назначив председателем своего внука Майкла. В активах галереи, среди прочего, была огромная библиотека, в которой хранились редкие письма, фотографии, каталоги, расписки и ценники с 1863 года.