Люди и звери

Иудаизм говорит о четырех уровнях творения в нашем мире: о неживой природе, растениях, животных и человеке. Наш язык выдает сходство между людьми и нижними уровнями создания: тверд, как камень, туп, как дуб. Особенно близки мы с животными, обладая порой змеиным коварством или собачьей преданностью.
В «Поучении отцов» мы находим: «Будь отважен, как тигр, и стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего небесного» (5:23). А царь Шломо призывал в притче учиться: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым» (6:6).
Люди самоуверенно считают, что, обладая разумом, они могут построить свою жизнь мудрее, чем сообщества животных. Мы отвергаем «закон джунглей». Правда, пытаясь совершенствовать замысел Создателя и улучшить живую природу, достоинств своей мудрости люди не доказали. Так, в иных местах, заботясь о зайцах, перебили волков, после чего зайцы вымерли от болезней — некому стало предотвращать воспроизводство слабых и больных особей. Китайцы для защиты «народного» зерна уничтожили воробьев, но «народное» зерно пожрали расплодившиеся черви. Пришлось за твердую валюту импортировать в Китай новых воробьев. А там, где расправились с комарами, передохла от голода рыба, питающаяся личинками кровососов.
Человеческий биологический вид существует в дихотомии: необходимость властной структуры и борьба за освобождение от гнета власти; право собственности, зависть к имущим и стремление к справедливому распределению (обыч­но это разные названия одного явления, как разведчик и шпион), борьба за самок и свойственная людям форма брака, имеющая, по мнению генетика В. Эфраимсона из его знаменитого некогда эссе «Родословная альтруизма», генетическую природу.
Борьба за самок являлась в древности причиной войн: у греков — Троянской, у римлян — похищения сабинянок. Такой же сюжет носил разгром Шхема сыновьями Яакова: отбили свою сестру и захватили шхемских женщин. При этом самки в популяции людей распределяются не по справедливости: одним достаются красивые, ласковые и умные жены, другим — сварливые дуры.
Христианский социалист Дольчино, глава «Апостольских братьев», борясь в начале XIV века за справедливое перераспределение, требовал, среди прочего, обобществить жен. Папе Клементу V, защищая права собственности, пришлось организовывать против «Апостольских братьев» крестовый поход.
Проблема борьбы за самок в людской популяции разрешилась с успехами феминизма. Сегодня у людей скорее самки выбирают самцов, чем наоборот. «В современных фильмах девушка всегда целует первой. Это соответствует жизни?» — спросил я как-то молодую американку. «А что делать, если парень скромный?» — ответила она.
Биологический закон, что сильные и властные правят слабыми и вялыми, позволяет в людском обществе разные модели разрешения: от силового захвата власти до институционных монархии или демократии. Покончить с доминированием в обществе сильных пытались в античных Афинах, где правителей определяли по слепому жребию. Результаты были скорее негативные. Так считали великие афиняне Платон и Аристотель, утверждавшие, что обществу нужен сильный просвещенный правитель.
Чтобы обеспечить наличие сильного и достойного лидера, в американской модели правления президента выбирают. Результаты — смешанные, раз на раз не приходится. На последних выборах президента выбор по жребию показал бы наверняка лучший результат.
Остроумно решили альтернативу — монархия или демократия — в современной России. Вроде и монарх там есть, и выборы проводятся. Впрочем, после того как на единственных в России честных выборах победила партия Жириновского, все варианты правления там представляются равноценными.
Имущественное расслоение между предприимчивыми и способными (или удачливыми) — и пассивными и менее способными (или неудачливыми) свойственно нашему биологическому виду. Свойственно и стремление к перераспределению, в форме ли примитивного воровства и грабежа, или в форме социалистических преобразований.
Овладев законами Торы, биологический вид людей научился властвовать над дихотомией своей природы. Преодоление закона джунглей для нас основано на Десяти заповедях. Последняя из них гласит: «Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай жены ближнего твоего <…> ни всего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:14). Еврейский закон предписывает удачливым заниматься благотворительностью, помогать бедным, при этом всем десятой заповедью «не возжелать».
Природный инстинкт «возжелай» взял реванш созданием марксизма. Провозглашенной целью его было обобществление собственности. От Северной Кореи на востоке до Кубы на западе борьба с богатством дала негативные результаты, создав общества всеобщей нищеты. Вроде убедительное доказательство мудрости десятой заповеди «не возжелай… всего, что у ближнего твоего».
Поход против десятой заповеди вознес в США в 2008 году на вершину власти Обаму. Его объявленной программой было перераспределение богатства. Сейчас это требование «захватчиков Уолл-стрит». Их враг — «жадность» банков, ворочающих деньгами.
В целом либерально настроенный мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в отчаянии. Если разгромить Уолл-стрит, закрыть банки — пытается он предупредить — в городе исчезнет работа, не будет налоговых поступлений. Нью-Йорк умрет. 1 ноября мэр заявил, что возмущение протестующих направлено на ложный объект. «Не банки создали кризис с ссудами на дома (причину нынешнего кризиса), его создал, просто и очевидно, Конгресс… Они заставили банки давать займы каждому, и сейчас мы обвиняем в этом банки», — объяснил мэр. Либералы, президенты Картер и Клинтон, отвергали «не возжелай дома ближнего твоего…», законодательно обеспечив людям покупку домов, на которые у тех не было денег.
Главным вопросом выборов президента 2012 года будет — выживет ли в США десятая заповедь. Народ решит, возжелать ли «всего, что у ближнего твоего», и голосовать за «перераспределителя» Обаму, или вернуться к иудео-христианской этике, одно из оснований которой — «не возжелай».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора