Слухай, браток…

Все слыхали, что евреи — монотеисты и еще кое-кого этому научили. Б-г у евреев строго один, един, никакого партнера и соперника Ему не надобно. Штука, если вдуматься, абсолютно нетривиальная — повсеместно мы видим борьбу и разнообразие сил. Плюс — минус, холод — жар, мир — война… Естественно, столь глобальное и спорное утверждение должно быть подробно растолковано, повторено и доказано. Так? Да. У нормальных людей. А у этих евреев…
Тора, нередко повторяющая факты и законы, расцвечивая их новыми деталями, единство и единственность Б-га упоминает лишь один раз! А, скажем, то, что Израиль избранный Им народ — 23 раза. В самой, пожалуй, популярной книге всего Танаха — Свитке Эстер — о Б-ге вообще не упоминается. Каждому, кто хоть немного смыслит в литературном ремесле, это сразу докажет «нерукотворность» наших источников. Попробуйте представить себе человека, который догадается так все перевернуть с ног на голову!
Зато единственная фраза Торы, декларирующая единство Б-га — это наша «визитная карточка», еврейский символ веры «Шма». «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один!» Мудрецы находят множество связей между «Шма» и другими текстами. Вот и в этой главе Тур подметил одинаковое с «Шма» словосочетание: «…всем сердцем твоим и всей душою твоею» (там — люби Б-га, здесь — блюди Его законы). И привел подтверждающую гематрию. Следующая фраза начнется: «Г-спода назвал ты сегодня» — гематрия этих слов такая же, как у «это — чтение “Шма”»! Именно «называние» Создателя единственным Б-гом, моим Б-гом и Б-гом моего народа — суть «Шма».
Закон требует не просто произнести декларацию монотеизма губами — но и ясно понимать, пережить ее смысл. Иначе заповедь чтения «Шма» не выполнена. Из всех наших молитв эта — единственная, где «кавана» — намерение, понимание, сопереживание — требуется столь строго.
Следом Тур приводит подробное доказательство, что «называние Г-спода» подразумевает Талмуд — конкретно намекая на каждый из шести его разделов. Формулы нам сейчас не нужны, общий же посыл ясен: человек, изучающий еврейский Закон, чтобы жить по нему, «называет Г-спода», прославляет Его Имя в мире. Тот же, кто изучает Закон с любой другой целью, например, ради общего развития или из исторического интереса, тоже «именует Г-спода». Но не прославляя Его на Земле, а скорее оскорбляя и унижая. Живет-то парень иначе — значит, Закон и Законодатель в его глазах малоценны…
Интересную подсказку мы найдем в самом начале Талмуда. Тур приводит слова раввинов: «Цельность одну Я сделал на земле — и это чтение “Шма”». В современном иврите они получат комический оттенок — слово «хатива» (цельность) значит и «бригада» (военная или рабочая), и «полк», и «рубка леса». Но комизм окажет нам добрую услугу. Общий контекст разнородных понятий — ограничение, отделение от других,  чтобы создать нечто целое. Таким образом, суть сей «бригады Всевышнего» на земле (Израиля) — отделить себя от других «бригад», от других символов веры. И — создать в «своей бригаде» цельное единство. Единство между собой — и цельным, единым и единственным Б-гом.
Как создать? Через «слушай». Слушай и постигай слова Б-га. Внимай, слушай и понимай другого человека. Слушай и постигай свой внутренний, духовный мир. Слушай, что Он говорит тебе через события большого мира и твоей личной жизни…
О «Шма» написано несколько книг. Идет спор между величайшими нашими учеными о том, как правильно понимать вторую фразу этой молитвы: «Благословенно славное имя царства Его навек». Или здесь столкнулись «верхнее мнение» (все, кроме Б-га — иллюзия) и «нижнее мнение» (Он хочет, чтобы мы играли в эту игру)? Или это подчеркивание важности нашего повседневного Ему служения, требование одухотворения всей своей жизни?
Однако вопрос не только в этом. Единственное упоминание о единственности Б-га в Торе буквально кричит нам, насколько это важно и уникально. Сюда нечего прибавить. Отношения с Ним — это главные отношения в твоей жизни.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора