ДУХОВНОСТЬ НЕ ИМЕЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Духовность – продукт многовекового опыта человеческих взаимоотношений. Поднимает человека над его животными инстинктами, дает радость взаимопонимания, взаимоуважения, любви.

Согласно Торе, человек наделен духовностью ради того, чтобы осознавать свою ответственность за все происходящее в обществе.

Пренебрежение духовностью – разрыв человеческих связей – неминуемо ведет к катастрофам.

Проблема Добра и Зла не нова. В периоды кризисов и катастроф она обостряется. Зло, как правило, обнажается. Добро, как обычно, уступает злу и не столь выпукло. Доброе начало заложено в человеке самой природой. Видимо, прав немецкий философ Эдмунд Курке, утверждая, что для триумфа Дьявола необходимо лишь, чтобы хорошие люди не проявляли активности. Пример тому – Катастрофа европейского еврейства, трагедия, в которой погибли шесть миллионов человек.

Вместе с тем, как известно, на протяжении многих веков евреев уничтожали не только физически, но и духовно. Духовные инквизиторы в разные времена всячески клеветали на еврейский народ. Это они организовали погромы в Украине и Кишиневе. Это они создали «Протоколы сионских мудрецов», провоцировали дела Дрейфуса в Париже, Бейлиса – в Киеве, «врачей-отравителей» и «безродных космополитов» в Москве, убийство Соломона Михоэлса в Минске…

Русскоязычным евреям пришлось пережить духовный геноцид тоталитарного социализма. Еврейский дух вытравливался и на государственном уровне. Не стану приводить примеры – все их прекрасно знают.

Недавно мы стали свидетелями очередной акции группы российских «Думцев», которые призвали официально запретить все религиозные и национальные еврейские объединения как экстремистские. Они в очередной раз напомнили нам, что жив курилка.

И все-таки мир не без добрых людей. На фоне антисемитизма и всеобщего хаоса, жестокости и звериных инстинктов время от времени поднимались честные люди, сохранившие здравый смысл и душевную чистоту.

Рискуя многим, так же, как и Праведники мира, они становились на защиту еврейской духовности, человеческой справедливости. Эти люди по праву заслужили высокую честь называться Праведниками. Подвиги духовных Праведников, к сожалению, до сих пор по-настоящему не оценены. Если одни рисковали не только своей жизнью, но и жизнью своих близких, то другие – карьерой, благополучием.

Напомню, что поступки Праведников очень высоко оцениваются еврейскими Законами. Талмуд не случайно отмечает праведных неевреев, ставя их в пример всему миру. Следуя этим Законам, мы должны помнить о таких людях.

… Часто задумываюсь, почему Зло нередко торжествует над Добром. Откуда берутся антисемиты и филосемиты?

Коснусь последних. В моем понимании, филосемитизм (как и антисемитизм), в первую очередь, – нравственная категория.

Думается, что филосемиты и филосемитизм, прежде всего – своеобразное проявление закона природы. Подобно тому, как она (природа) дарит миру гениальных ученых, художников или музыкантов, так она иногда «производит» «гениев нравственности» – филосемитов, из которых и «произрастают» Праведники, в том числе, и духа.

В настоящее время, на фоне падения человеческой морали и нравственности, их жизнь равноценна подвигу. Хотя, с другой стороны, это – естественная реакция нормального человека, обыкновенная человеческая порядочность.

Вспомним, например, поведение главного редактора «Литературной газеты» В. Косолапова. Он сознательно пошел на риск, опубликовав «Бабий Яр» Евгения Евтушенко. Косолапов, конечно, заранее знал, что за такое, в лучшем случае, лишится своего кресла. Но он на это пошел. Что это, гражданский подвиг или обыкновенный поступок порядочного человека? Думается, что это своего рода подвиг. Отказав тогда автору в публикации, он бы все равно не попал в разряд подлецов и антисемитов. У него был выбор.

Нередко в нашей жизни возникают ситуации, когда проявление обыкновенной порядочности, нормальных человеческих чувств и отношений на фоне всеобщей подлости ассоциируется с подвигом.

Мы помним, как в немилость попал великий Дмитрий Шостакович после нашумевшей Тринадцатой симфонии, посвященной трагедии Бабьего Яра. Разве это не подвиг?

Настрадался сполна и Евгений Евтушенко за свою гражданскую смелость, опубликовав поэму «Бабий Яр».

Сколько пережил автор повести «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов, сделавший попытку спасти от исторического забвения трагедию в Бабьем Яру! Он поплатился не только изгнанием, но и отчасти безвестностью.

Конечно же, кроме перечисленных имен, достойное место в перечне духовных Праведников должно быть отведено нашим современникам: Андрею Сахарову, Василю Быкову и, конечно же, тем неевреям, которые способствовали освобождению евреев из бывшего СССР и помогающим ныне отстаивать интересы Израиля…

Мой бывший ректор Белорусского Государственного института физкультуры Константин Антонович Кулинкович, пренебрегая директивами «сверху», рискуя карьерой, давал в соответствующие органы личные гарантии, что тот или иной еврей (ученый, спортсмен) несомненно вернется из научной или спортивной командировки в капиталистическую страну – «не подведет республику». Так было, в частности, и со мной при выезде в Бельгию на Всемирный Конгресс «Юнеско». К сожалению, я узнал об этом после его смерти. Ректор института Константин Кулинкович знал, на что идет, чем рискует и в конечном итоге заплатил за это, лишившись ректорского кресла «за неправильную расстановку национальных кадров».

Приведу еще один пример порядочности и благородства из личных наблюдений. Во время «дела врачей» группа партийных работников районного масштаба, отдыхавшая в доме отдыха «Ждановичи» под Минском, где я тогда работал инструктором физкультуры, демонстративно выразила протест директору здравницы. Они обвинили его в «близорукости и потере партийной бдительности», потребовав убрать меня с этого «высокого идеологического» поста. Однако Антон Михайлович Бируля, не долго думая, отреагировал на этот демарш по-своему: «Не нравится – прошу оставить Дом отдыха». И выпроводил их с треском. К обеду на их месте в столовой уже сидели другие отдыхающие.

… Рядом с музеем Яд-ва-Шем в Иерусалиме шумит особенная роща – Аллея Праведников. Почетное право посадить дерево на этой аллее получили те, кто во время Второй мировой войны, рискуя жизнью, спасали евреев от нацистов. Они вошли в историю как Хасидей умот гаолам – Праведники народов мира!

Среди них – дипломаты, государственные деятели, обычные граждане. Они сегодня – люди самой высокой «пробы» нравственности. Мир помнит о них!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора