ОЧАРОВАНИЕ КРАСОТЫ

В последние годы мы довольно часто встречаемся с ним в северных пригородах нашего большого города Чикаго, где сейчас живем. Обсуждаем различные житейские, да и творческие проблемы, спорим, вспоминаем родную Беларусь и все, что там было. Израиль Радунский родился и вырос в Минске, там он стал художником, на белорусской земле впервые пришло к нему творческое вдохновение.

И до эмиграции, и после он активно работает в самых различных жанрах: заявляет о себе как живописец и график, как мастер зрелищного плаката, как дизайнер-оформитель различных выставочных интерьеров. Преподает рисование ученикам… О своих былых жанровых увлечениях часто вспоминает и здесь, в эмиграции: в 2002 году он блестяще выполнил афишу-плакат к спектаклю «Поминальная молитва» Чикагского русского театра «Атриум».

Но наивысшего мастерства, как мне кажется, Израиль Радунский все-таки достиг в своих многочисленных картинах, написанных в технике акварели. Если собрать их вместе и выставить, то перед вами откроется совершенно оригинальный мир – яркий, необычный, зовущий, волнующий. Причем следует заметить, что до эмиграции Израиль Радунский, как и многие его коллеги, вынужден был работать в условиях определенной нормативной эстетики. Создание именно такого акварельного мира, в то время предполагало не только наличие яркого таланта, но и мужества для полной свободы самовыражения.

В своих акварелях Израиль Радунский прежде всего – тонкий лирик. В каждом пейзаже, написанном в Беларуси и вдали от нее – в Подмосковье, на берегах Волги, в Болгарии, в Прибалтике, в других местах, – отчетливо читается эмоциональное отношение художника к изображаемому.

Выстраданный лирический мотив определяет, например, тональность акварели «Озеро Нарочь. Утро».

«Улица в еврейском местечке», «Белорусский лес», «Дорога в лесу». В этих и во многих других акварельных работах художника вместе с искренним восхищением красотой природы звучит, напоминая гармонию музыки, и подчеркнутый декоративный мотив.

«Уголок старого Минска» – акварельный пейзаж. Многое, наверно, видела на своем веку эта спускающаяся с холма пустынная улочка, которую совсем не тронуло время. Художник как бы приглашает прийти сюда, увидеть эти дома, пройтись вверх по улочке, ощутить под ногами хруст песка… Вообще уголки старого Минска на акварелях Израиля Радунского откровенно ностальгичны по своему настроению.

Удивительно то, что этим чувством проникнуты многие акварельные пейзажи художника, написанные в бывших еврейских местечках.

Художник как бы неназойливо приглашает нас взглянуть на все это с каким-то особым чувством щемящей теплоты. Природа в ее совершенной красоте извечна, не вечны мы – те, кто должны ценить все прекрасное вокруг, – такой подтекст читается во многих акварелях художника.

Вот уже полтора десятилетия Израиль Радунский живет в Америке. Художник сумел преодолеть все психологические трудности и сохранить себя, свою индивидуальную манеру. Он продолжает плодотворно работать. В мае 1991 года в Чикаго состоялся большой Фестиваль русского искусства, на котором были представлены работы 47 художников из разных стран. Работы Израиля Радунского заслужили высокую оценку посетителей и жюри: он занял второе место на конкурсе мастеров изобразительного искусства (первое в жанре живописи). Художник выставлялся в ряде галерей, большим успехом пользовались его работы на прошедшей в 2001 году выставке «Земля под белыми крыльями», где экспонировались работы художников-эмигрантов из Беларуси.

Здесь же, в Чикаго, продолжалась работа и в постоянной для художника еврейской теме. Случилось так, что в первый же год после приезда Израиль Радунский показал свои работы Шмуэлю Нотику, раввину Чикагской ортодоксальной синагоги FREE (Friends of Refuges of Eastern Europe – Друзья беженцев из Восточной Европы). Среди этих работ был портрет ребе Гросса, одного из известных раввинов в Чикаго, написанный Радунским буквально в первый месяц его жизни в эмиграции. Все эти работы ребе Нотику очень понравились, и он предложил Израилю Радунскому съездить с ним вместе в Нью-Йорк к жившему еще тогда Седьмому Любавичскому ребе. Израиль согласился. Узнав, что Израиль Радунский – художник, Ребе благословил его и пожелал ему успехов в творчестве. Во время общения Любавичского Ребе с другими посетителями Радунский сделал несколько его фото и карандашных зарисовок. И потом, по возвращении написал два его портрета. Эти работы были выставлены в синагоге FREE, пользовались большим вниманием многих, кто туда приходил. Израиль Радунский рассказывал тогда многим, как он услышал в разговоре с Любавичским Ребе одно из его мудрых изречений: «Думайте о хорошем, и все будет хорошо».

В пейзажах Израиля Радунского, написанных на берегу озера Мичиган и в других районах Чикаго и пригородах, привлекает свойственная художнику лиричность и тонкая эмоциональность, неброская, но гармоничная и выразительная цветовая гамма, ритмика цвета, стремление подчеркнуть естественную красоту и декоративность линий и объемов именно этого, уникального в своем роде современного города. И, конечно же, в чикагских пейзажах мы видим то же восхищение насыщенностью зеленого убранства лета и удивительными оттенками всех цветов неповторимой осени.

Хороши его сравнительно недавние «Портрет пожилой еврейки», портреты «Талмудист», певицы Марьяны Куликовой, актрисы Маргариты Писаревской, близких друзей художника Зои Бродской и Бориса Цынмана и многие другие.

В прошлом году, по инициативе Белорусского координационного комитета в Чикаго, состоялась выставка его работ в самом центре города, в большом просторном вестибюле Daley Civic Center – здания мэрии Чикаго. Экспозиция называлась «Гармония света и цвета», в ней было выставлено 48 пейзажей, написанных в Беларуси и в Америке. На официальном открытии выставки состоялся специальный концерт на огромной площади рядом, где собралось около тысячи человек, на сценической площадке возле одного из символов Чикаго – скульптуры «Женщина» работы Пабло Пикассо. Свои песни на идиш и на белорусском языке исполнял живущий в нашем городе композитор и певец Михаил Клейнер. Аккомпанировал ему прекрасный музыкант Борис Лерман, звучали песни на слова белорусских и еврейских поэтов Янки Купалы, Изи Харика, Владимира Дубовки, Мойше Тейфа, Рыгора Бородулина, Моше Кульбака, Геннадия Буравкина и других. Соло на цимбалах исполняла Ирина Григорович, выступали и ее юные воспитанники – детский танцевальный ансамбль.

А через месяц эту выставку пригласило в вестибюль своего здания Управление графства (что-то вроде района в области), которое называется Кук, куда административно входит и наш Чикаго. Госпоже Марии Паппас, возглавляющей официально это графство, работы Израиля Радунского очень понравились, и выставка «Гармония света и цвета» продолжалась там, тоже в самом центре города, еще месяц.

Творческие и жизненные судьбы тех одаренных талантом людей, кого мы называем художниками, складываются всегда по-разному. Израиль Радунский успешно продолжает сегодня свой неповторимый путь к мастерству. Недавно ему исполнилось 75 лет. Глядя на то, с каким увлечением и энергией он продолжает работать, можно сказать, что мастер переживает пору своего творческого расцвета. Пожелаем же ему крепкого здоровья, новых творческих свершений и удач.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора