МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

«Ценности сорок первого года:

Я не желаю, чтобы льгота,

Я не хочу, чтобы броня

Распространялась на меня».

Борис Слуцкий

Кто-то из великих сказал: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Невероятные испытания выпали на долю человечества в годы Второй мировой войны. Но и в это тяжелейшее время звучала музыка, поддерживая дух народа, вселяя веру в конечное торжество правого дела. Музы не молчали…

1942 год. Ленинград в кольце вражеской блокады. Замечательный дирижер Карл Ильич Элиасберг возглавляет симфонический оркестр, образованный из оставшихся в осажденном городе музыкантов. С ними 9 августа он исполняет Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Этот концерт вошел в летопись обороны Ленинграда как утверждение духовной силы музыкантов, мужества и долга. Исполнение симфонии имело большой политический резонанс во всем мире.

Среди музыкантов, работавших в блокадном Ленинграде, был и талантливый пианист Александр Каменский. Вечерами по радио от 22 до 22 часов 30 минут звучала музыка в исполнении А. Каменского. Он играл Баха, Бетховена и других классиков, а также сочинения композиторов, написанные в осажденном Ленинграде. 900 дней блокады – 900 дней служения музыканта народу. Это никогда не забудется.

Об обстановке, в которой проходили концерты в годы войны, свидетельствуют воспоминания выдающегося музыканта Владимира Софроницкого: «В Ленинграде, ощетинившемся, суровом и темном, состоялся концерт, который трудно забыть. В зале театра имени Пушкина было три градуса мороза. Слушатели, защитники города, сидели в шубах. Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев. Но как меня слушали, и как мне игралось! Я понял – пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети (и среди них мой сын) сражаются на фронтах войны, мы должны своим искусством поднимать духовные и физические силы народа на разгром врага. Когда мне стало ясно, для чего надо играть, я почувствовал, как и что надо играть. Многие произведения, любимые прежде, стали казаться мне мелкими. Требовалась музыка больших чувств, музыка героическая, зовущая к борьбе. Может быть, только в эти дни я понял и почувствовал величие бетховенской «Аппассионаты» и героическую призывность Третьей сонаты Скрябина. На первых же концертах я был несказанно обрадован, ощутив, что я нашел путь к сердцам слушателей, бившимся в унисон с моим сердцем пианиста и патриота…».

Англия в начале Второй мировой.

Культурная жизнь Лондона почти замерла, город жил в страхе перед фашистскими бомбежками, концертные залы закрылись. Пианистка Майра Хесс отменила все концертные поездки и решила посвятить себя делу борьбы с фашизмом. Она помогала эвакуировать из столицы детей, организовывать госпитали, спасать ценности. Однажды, музицируя дома, она увидела, как преображаются лица слушателей, когда звучит музыка, и поняла, в чем ее призвание. Она провозгласила: «В эти темные времена музыка может найти отклик не только у меломанов, но у каждого человека, даже если он никогда не был в концертном зале; она становится источником духовной веры в победу». Майре Хесс удалось добиться разрешения организовать концерты в здании Национальной галереи. Но когда они начались, слушателей с каждым разом становилось все больше. Тысячи людей приходили сюда пять раз в неделю, чтобы услышать музыку. Английская «первая леди фортепиано» выступала, не получая ни пенса гонорара, приглашала видных артистов и заменяла отсутствующих, когда бомбежка мешала кому-либо из участников добраться до галереи вовремя…

Прославленного английского пианиста Соломона и музыканты, и слушатели знали только по имени. Его деятельность в годы войны была на редкость насыщенной. Соломон выезжал в действующую армию, сначала в Северную Африку, затем на Мальту, во Францию, Бельгию, Голландию. Ему приходилось играть под шум артиллерийской канонады, рядом с линией фронта…

Оккупация Греции фашистами вынудила пианистку Джину Бахауэр бежать в Египет. В годы войны Бахауэр не только не прерывает своей деятельности, но всемерно активизирует ее. Более 600 концертов она дала для солдат и офицеров союзных армий, боровшихся против гитлеровцев в Африке.

Одесситы могут с гордостью вспоминать имя своего земляка, пианиста с мировым именем Бенно Моисеивича. Его дебют состоялся в 1908 году в Лондоне. Популярность артиста и размах его концертной деятельности достигли своей кульминации в годы Второй мировой войны. Только в Англии (гражданином которой он стал в 1942 году) Моисеивич дал свыше 800 концертов. Он играл на заводах и в воинских частях, в госпиталях, причем играл, как правило, бесплатно. Весь сбор со 100 своих концертов он отдал в фонд помощи Советскому Союзу в его борьбе против фашизма. За эту благородную деятельность артист был удостоен звания Командора Британской империи, а позже избран почетным членом Королевской филармонии.

Американский пианист Юджин Лист добровольно записался в армию и после нескольких месяцев обучения стал солдатом. Он ездил из части в часть, играя на рояле, установленном в кузове грузовика. Событие, сделавшее имя Юджина Листа известным всем миру, – это Потсдамская конференция. Американский президент Гарри Трумэн потребовал у командования отобрать из состава армии нескольких артистов и прислать в его распоряжение для участия в торжественном концерте. Среди них оказался и солдат Юджин Лист. Он исполнил тогда несколько небольших пьес, в том числе, по личной просьбе президента, вальс Шопена. Так как молодой артист не успел выучить его наизусть, он играл по нотам, которые переворачивал сам президент. На следующий день имя солдата – пианиста появилось в газетах многих стран.

Нельзя не вспомнить и тех музыкантов, которые с оружием в руках боролись с фашизмом.

24 июня 1941 года в Московской консерватории шли государственные экзамены. Среди выпускников фортепианного класса С. Фейнберга – Виктор Мержанов. О том, что его имя решено занести на мраморную доску Почета, молодой пианист узнал только из письма педагога. К тому времени он уже стал курсантом танкового училища. Война на четыре года оторвала Мержанова от любимого дела. А в 1945 году, сменив военную форму на концертный костюм, вместе со Святославом Рихтером он стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.

Образно сказала о нем Татьяна Тэсс: «Он вернулся в музыку, как человек возвращается из армии в свой дом».

Американский пианист Леонард Пеннарио в годы войны служил в авиации, а великий итальянский музыкант Артуро Бенедетти Микеланджели был активным участником Сопротивления, бежал из немецкой тюрьмы, партизанил, освоил профессию военного летчика. Когда отгремели выстрелы, Микеланджели было 25 лет. Пять из них пианист потерял в годы войны.

Имена артистов – патриотов не забыты. В преддверии 60-летия Победы над фашизмом мы отдаем дань памяти и благодарности замечательным музыкантам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора