Меньшее из двух зол

«И вот один человек из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку на глазах Моше и на глазах у всего общества сынов Израиля…» (25:6).
Этим стихом из предыдущего раздела «Балак» начинается эпизод, итог которого приведен в сегодняшнем разделе. Зимри бен Салу, предводитель колена Шимона, привел в походный стан мидьянскую принцессу Козби, после чего увел ее в шатер и совершил акт совокупления. Причем случилось это в тот период, когда многие евреи распутничали с женщинами Мидьяна и поклонялись их идолам.
На первый взгляд, действия Зимри выглядят в высшей степени странно и нелогично. В конце концов, о ком идет речь? Об одном из лидеров «поколения знания». Евреи того периода разорвали узы египетского рабства, перешли через расступившееся море и под аккомпанемент других сверхъестественных явлений отправились в пустыню, где получили Тору непосредственно от Б-га.
Что же произошло с Зимри? Если уж ему так захотелось овладеть мидьянитянкой, он мог бы сделать это не публично, не демонстративно, а где-нибудь в укромном месте. Почему он привел ее в походный стан и постарался, чтобы их видело как можно большее число людей, включая Моше и Аарона?
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный лидер иерусалимских евреев в конце XIX и начале XX века, дает такое объяснение. Действия Зимри были вызваны не чувственной страстью, а идейными соображениями: он хотел стать примером для подражания.
Зимри видел, что многие еврейские мужчины настолько очарованы дочерями Мидьяна, что готовы ради них на все, в том числе поклоняться мидьянским идолам, хотя и против желания.
Когда страсть молодого еврея доходила до точки кипения, красавица-мидьянка доставала спрятанную в одежде статуэтку Бааль-Пеора (об этом пишет РАШИ в своем комментарии) и требовала, чтобы он вначале выполнил некий ритуал поклонения этому истукану. Еврей не мог отказаться.
Если юноши не в состоянии обуздать свое вожделение, рассудил Зимри, надо избавить их, по крайней мере, от другого, более тяжкого греха, идолопоклонства, который они совершали вынужденно.
И тут ему пришла в голову смелая мысль. Надо привести мидьянитянок в походный стан сынов Израиля: пусть уж евреи грешат, но, по крайней мере, на своей территории и на своих условиях, без всяких идолов. Зимри думал, что сей компромисс, каким бы тяжелым он ни был, поможет выбрать меньшее из двух зол и тем самым уменьшит гнев Б-га. Лучше быть наказанным за украденного ягненка, чем за овцу.
Идея так понравилась Зимри, что он решил немедленно осуществить ее на личном примере. С большой помпой, под звуки фанфар он явился в стан со знатной мидьянитянкой Козби и торжественно подвел ее к Шатру Откровения.
Собравшиеся евреи были шокированы. Моше тоже растерялся, когда Зимри нагло заявил ему: «Если ты скажешь, что эта женщина запрещена мне, то кто разрешил тебе взять дочь Итро, которая тоже происходит из Мидьяна?» Видя замешательство своих лидеров, люди стали плакать.
И тут на сцену вышел Пинхас, внук Аарона. Он понял замысел Зимри, но не принял его компромисс. Ведь Зимри лишь усугубил ситуацию. До сих пор евреи уходили из стана, чтобы удовлетворить свою похоть где-то на стороне. По крайней мере, стан оставался чистым. Если же они, подобно Зимри, начнут приводить сюда дочерей Мидьяна, нравственная грязь покроет толстым слоем весь еврейский народ и проникнет в Храм. И это в тысячу раз хуже. Пусть уж отдельные нестойкие люди делают что хотят: спят с нееврейками, служат их идолам, но подрыв святости еврейского стана нельзя оправдать ничем. Рука Пинхаса потянулась к копью…
Пинхас, конечно, рисковал, можно сказать, ставил себя под удар. Ведь далеко не все поняли и приняли его мотивы. Убийство есть убийство. В Талмуде (Санхедрин, 82б) рассказывается, как многие евреи осудили Пинхаса, припомнив его родословную: мол, чего ждать от этого ревнителя, если его дед по матери — мидьянский священник Итро — сам откармливал бычков для принесения в жертву идолам. Да как он посмел убить князя Израиля?!
Опираясь на приведенную интерпретацию событий, рав Зоннефельд так объясняет приведенный талмудический эпизод. Евреи обвиняли Пинхаса не только в неоправданной жестокости, несвойственной «чистокровным» евреям, но и в идеологической диверсии. Мол, будучи внуком бывшего идолопоклонника Итро, Пинхас с детства впитал любовь к идолам, и поэтому стремление Зимри положить конец распространению языческих обычаев среди евреев никак его не устраивало.
Но Тора решительно опровергла эти доводы, приведя родословную Пинхаса по чисто еврейской отцовской линии: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна…» (25:11). Да, Пинхас прежде всего внук Аарона, который всегда и везде стремился приблизить людей к Б-гу и для которого любая форма идолопоклонства была абсолютно неприемлема. Пинхас не противился борьбе с языческими поползновениями: идолы были ему так же отвратительны, как и другим евреям. Он защищал святость еврейского стана и честь Всевышнего.

Высшая награда
«Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира…» (25:12).
Почему Пинхас удостоился столь высокой награды — «союза мира», награды, которую не получил даже сам Моше-рабейну?
Отвечая на этот вопрос, рав Пинхас Корицер приводит такую притчу. Один человек глубоко погряз в долгах. Всякий раз, когда кредиторы требовали возвращения долга, он звал на помощь своих друзей, и те уговаривали кредиторов подождать еще немного, еще чуть-чуть.
Наконец у кредиторов лопнуло терпение, и они пригрозили обратиться в суд. Тогда один из друзей, очень богатый человек, собрал их и предложил заплатить каждому половину долговой суммы при условии, что они откажутся от остальных денег.
После греха Золотого тельца Моше ходатайствовал за евреев перед Б-гом и сумел спасти их от немедленного уничтожения. Однако полного прощения он не добился. Наказание было отсрочено на много веков вперед (мы и сейчас получаем его).
Точно так же Б-г внял молитвам Моше после греха разведчиков. Евреи, поверившие их навету на Эрец Исраэль, не поплатились за это сразу. Их казнь была растянута на сорок лет, до полной смены поколения.
Другое дело Пинхас. Благодаря его самоотверженному поступку прекратился мор, от которого успели погибнуть 24 тысячи человек. Но больше ни один человек не пострадал. Наказание было отменено. Короче, Пинхас добился того, что оказалось не под силу самому Моше-рабейну! Он полностью «ликвидировал долг».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора