Судьба

Шутки в сторону — поговорим о человеческой судьбе. Глава начинается с того, как один ревнитель меняет судьбу свою и народа.
Тур приводит гематрию: числовые значения фраз «отвел мой гнев от (Израиля)» и «это ангел негодования и (палящего) гнева» одинаковы. Ангелы мщения уже действовали, к моменту поступка Пинхаса умерли 24 тысячи человек. Но как убийство грешника и грешницы повлияет на весь народ?
Тур подчеркнул еще одну «неправильность» в грамматике: «“Искупил” — не сказано, но “искупит”. Встал Пинхас и искупил Израиль до конца всех поколений». Вот те ягодки! И куда христиане глядели? Объяви Пинхаса «богом-искупителем» — и не жди лишних полторы тысячи лет!
Открою страшную тайну — хотите знать, почему евреи такие «буквоеды и начетчики»? Дело в том, что у Торы постоянно не сходятся концы с концами. Как вам понравится такой пасук: «…ибо не может человек искупить другого от смерти»? Миллиарды людей на все поколения может, а одного приятеля — ни-ни?
Или же Тора — текст составной, и левая рука не знает, что пишет правая, или… На втором «или» построен Талмуд. Натыкаясь на «пустоты», внешние нестыковки и странности Письменной Торы, мудрецы Торы Устной ищут такую ситуацию, такой взгляд и подход, при котором противоречие снимается. И оказывается, что «противоположности» — просто различные грани единой величественной картины. И открываются перед ними «нечеловеческие» глубины и высоты мироздания. Ведь дешифруют не телефонный справочник…
Здесь одно из прочтений парадоксальной сентенции: «Мудрец превосходит пророка». Пророку Творец покажет, что сочтет нужным, а мудрец в принципе готов «дотянуться до взгляда Б-га» в любой области, которую изволит исследовать.
Но вернемся к собственно судьбе. Вам будет приятно узнать, что такого слова в иврите нет. Есть «тикун» — путь исправления и совершенствования. Есть «мазаль», что может означать и знак созвездия, под которым человек родился, и духовную силу, сопутствующую ему на жизненном пути. В частности, мудрецы утверждают, что богатство и бедность в основном зависят от «мазаля». Есть еще «битахон» — доверие к Б-гу, упование.
Некогда, когда я больше занимался «мистикой», случился у меня спор с давно ушедшим восточным учителем. Он высоко оценил еврейское учение, но высказал единственную претензию: «Вы, евреи, переоцениваете способность человека влиять на жизнь». И его взгляд точно совпал с мнением мудрецов Талмуда! Конечно, у каждого человека есть свои степени свободы и звездные моменты, когда он может перепрыгнуть самого себя. Но, поскольку сотворен человек «по образу Б-жьему», Б-жественная Воля — это «его внутреннее». А Б-г являет нам волю в основном в двух формах: в природе и заповедях. Природное — заданное, детерминированное. Человек должен есть, спать, дышать. Это отчасти относится и к высшей природе. Один больше способен к медитации, другой — к интеллектуальному анализу… Зато заповеди — область действительной свободы. Можешь в них жить, можешь — игнорировать. Так вот, тот, у кого больше заповедей, имеет и дополнительные рычаги, чтобы возвысить или унизить свою «судьбу».
Иными словами, приближаясь к Закону Б-га, человек уходит от жесткой обусловленности природным и отчасти «становится хозяином судьбы». Не по всем параметрам — так, великий Ибн Эзра говорил, что ему «на роду написана бедность»… Нередко человек обнаруживает, что уже предложенное — его семья, эпоха — и есть идеальное, наилучшее для его тикуна место. Но это уже другой разговор…
Никто не может «искупить» другого, жить за него по высшему Закону. Но может преобразовать мир и дать людям новый шанс!
Что сделал Пинхас? Он пошел на верную гибель ради чистоты еврейской семьи. Надо ли объяснять, что именно семья хранит наш народ из поколения в поколение? А сделанное с самопожертвованием, «от всей души и тела», имеет огромную силу влияния, создает «иное измерение». Прибавляет детям «заслуги отцов». Ребята из «Аль-Каиды» кое-что в ветре услышали… Их бы силу — да на добро!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора