По крови — еврей, по культуре — русский…

www.zelikm.com»Евреи глазами именитых друзей и недругов»

В связи со 100-летием со дня рождения выдающегося шахматиста Михаила Моисеевича Ботвинника, хочу поделиться о том, как мне довелось присуствовать на его лекции о шахматах и шахматном творчестве, а также рассказать о его отношении к арабо-израильскому конфликту, высказанного им  письменно в адрес  ЦК КПСС.

В конце 50-х мне посчастливилось присутствовать на лекции Михаила Ботвинника ”Энергетика шахмат” в Ленинграде на открытой театральной площадке Летнего сада. Михаил Моисеевич совсем недавно взял реванш в поединке за звание чемпиона мира с Василием Смысловым, завершился матч-турнир претендентов в Портороже, где вне конкуренции был искрометный Михаил Таль. Ботвинник рассказывал о первых чемпионах мира, о роли шахмат в обществе, о собственной системе подготовки к соревнованиям. Запомнилось: ”Полгода – работе, полгода – шахматам”. Чемпион мира хорошо отзывался о человеческих и профессиональных качествах Смыслова, но добавил, что для него, Ботвинника, предматчевая обстановка была неблагоприятной: чувствовалась заинтересованность определённых околошахматных кругов в конечном результате и, кроме того, в его адрес поступило несколько анонимных писем антисемитского содержания – с оскорблениями и угрозами. В этих условиях он было решил отказаться от матч-реванша, но случилось непредвиденное…
К очередному Дню физкультурника многие известные спортсмены были награждены правительственными наградами. И вручая Ботвиннику орден Ленина, К.Е. Ворошилов, бывший в ту пору Председателем Президиума Верховного Совета СССР, спросил у него о подготовке к матч-реваншу. А услышав о намерении отказаться от игры, сказал, что негоже советскому человеку сдаваться без боя. Дескать, вы должны играть и победить. Мы вам верим. Так Ботвинник вернулся в большой спорт.
Несколько отвлекаясь от темы, скажу, что на той лекции, говоря о перспективах юного тогда Фишера, Ботвинник назвал его одарённым шахматистом, фанатиком, который, по его мнению, вряд ли станет чемпионом мира ввиду того, что тот не имеет высшего образования и не обладает достаточно высоким интеллектом. Через несколько лет Фишер блестяще опроверг этот не совсем корректный прогноз. (Текст автора – А.З.)

*****

Сейчас почти все стороны сходятся на том, что конфликт должен быть решен миром… Думаю, что это вполне возможно, если исходить только из интересов трудовых евреев и арабов, которые живут или имеют право жить в Палестине. Что же нужно трудовым палестинцам арабам? Они имеют право на свое независимое государство в пределах части бывшей Палестины. Они имеют право на репарации со стороны Израиля. Эти репарации должны быть денежными, в виде оборудования, научно-технической помощи, помощи квалифицированными кадрами… Израиль в свое время получал репарации от ФРГ. Теперь он должен в виде компенсации пострадавшим палестинским арабам платить репарации будущему палестинскому государству арабов. Заинтересованы ли в этом трудовые палестинские евреи? Безусловно, да. Единственный шанс покончить с палестинским конфликтом состоит в том, чтобы установить хорошие отношения между двумя палестинскими государствами. Если Израиль поможет становлению и процветанию арабского палестинского государства, это будет прочной базой добрых взаимоотношений – постепенно, спустя определенный исторический период ненависть должна отступить. Что же еще нужно трудовым израильтянам? Им сегодня нужна уверенность в безопасности своего государства, когда еще ненависть существует. Для этого есть только один путь: предоставить Израилю право на строительство и аренду стратегически важных военных баз, которые будут находиться в арабской Палестине и, возможно, частично на сирийской и египетской землях… Когда ненависть отступит, исчезнут и военные базы. Тогда они просто-напросто будут не нужны. Все остальные вопросы – границы, Иерусалим, проливы и прочее – менее существенны ( Публикация А.Новикова. Из записки в ЦК КПСС в июле 1975 года – А.З.)

Комментарий: Так великий шахматист пытался урегулировать ближневосточный конфликт, написав письмо в ЦК КПСС. К письму М.М.Ботвинника приложена справка следующего содержания. На беседе в Международном отделе ЦК КПСС 11 июля 1975 г. М.М.Ботвиннику была разъяснена позиция Советского Союза по вопросам ближневосточного урегулирования. При этом было обращено особое внимание на то, что в основе советской внешней политики лежат принципы, разработанные В.И. Лениным. К их числу относятся признание права наций на самоопределение, уважение национальной независимости и суверенитета государств, равноправие, невмешательство во внутренние дела других государств и др. Содержащееся в письме М.М.Ботвинника предложение о создании израильских военных баз на территории соседних арабских государств не учитывает этих принципов. М.М.Ботвинник выразил удовлетворение состоявшейся беседой. Ботвинник вырос в ассимилированной семье, отец запрещал домашним разговаривать на идиш, чтобы сын чувствовал себя русским; однако жизнь заставляла его сталкиваться с обывательским антисемитизмом. В воспоминаниях Ботвинник так писал о своем происхождении: «… положение мое “сложное”: я еврей по крови, русский — по культуре, советский по воспитанию». Ботвинник проявил гражданское мужество, публикуя в «застойные годы» теплые отзывы об Израиле, в частности о П. Рутенберге, о киббуцах. Он высказывался в защиту права евреев жить на своей древней родине. В отличие от многих известных советских деятелей культуры и науки — «лиц еврейской национальности» — Ботвинник не подписал ни одно из антиизраильских коллективных писем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

1 thought on “По крови — еврей, по культуре — русский…

  1. Спасибо за статью. Я с большим удовольствием слежу за Вашими публикациями. Скажите, пожалуйста, по моему у Ботвинника с Каспаровым были расхождения, какие и чем это кончилось? У меня до сих пор свежо в памяти его матч со Смысловым, который, вдруг, обьединил многих евреев, далеких от шахмат

Comments are closed.