ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ?

По решению суда, удовлетворившего требование Майкла Щиаво, несколько дней назад было прекращено питание через трубку его супруги Терри, что приведет к ее голодной смерти в течение двух недель. Решение судьи взбудоражило Америку, которая разделилась на сторонников и противников прекращения жизни Терри Щиаво. Родители Терри, Роберт и Мэри Шиндлер, настаивают, чтобы их дочь продолжала жить в том состоянии, в котором она находится после тяжелого сердечного приступа уже 15 лет. Однако ее муж Майкл Щиаво считает необходимым прекратить искусственное и, по его словам, бессмысленное поддержание жизни его жены, заявляя при этом, что выполняет ее волю.

Позицию родителей Терри активно поддержали консервативные организации США и многие ведущие республиканские политики. «В отношении беззащитной американской гражданки в штате Флорида сейчас творится убийство», – заявил на пресс-конференции в Вашингтоне лидер республиканского большинства в палате представителей конгресса, конгрессмен Том Дилэй, который назвал позицию мужа Терри, Майкла Щиаво, и решение суда о прекращении питания женщины «актом медицинского терроризма» и «варварством».

«Я считаю, что правительство влезло в мою частную жизнь», – заявил в ответ журналистам Майкл Щиаво, в категорической форме потребовав, чтобы конгресс не вмешивался в жизнь его семьи.

Однако внеочередная сессия конгресса США проголосовала за то, чтобы дело Терри Щиаво было передано на рассмотрение федерального суда, а не суда штата Флорида.

Президент Буш прервал свои каникулы и, вернувшись со своего ранчо в Техасе в Белый дом, подписал этот законопроект. Это позволило ее родителям немедленно подать иск в суд, который начнет рассмотрение дела вновь без учета всех предыдущих судебных решений. Пока судьи рассматривают это дело, Терри находится без питания.

В таком же «вегетативном» состоянии сейчас в США находятся 35 тысяч больных, из которых 10 тысяч – дети. Перед родными всех этих пациентов стоит та же тяжелая дилемма, что и перед семьей Щиаво.

ВАРВАРСТВО ИЛИ АКТ МИЛОСЕРДИЯ?

Можно ли убить безнадежно больного человека и таким образом прекратить его страдания? Это является одним из наиболее сложных и спорных вопросов современной медицинской этики.

Неоднозначность этой темы выражена, в частности, и в актах самоубийства евреев перед лицом пленения и пыток римлянами в Мосаде или крестоносцев в средневековье. Тем не менее, необходимо отметить, что, с точки зрения еврейской медицинской этики, первостепенным считается святость человеческой жизни, выраженная в заповеди «Не убей!»

Еврейский закон отнюдь не обязывает продлевать жизнь любым путем. В случае, если подключение к аппаратам искусственного дыхания и питания лишь продлевает агонию и страдания, то можно изначально отказаться их подключать. В случае, если эти аппараты уже были подключены, то их отключение приравнивается к убийству.

Ну и что, возразит мне скептик, ведь практикуется медицинское убийство – «милосердие»?

Во-первых, это противоречит законам США. «Доктор смерти» Кеворкян находится в тюрьме потому, что убивал пациентов «по их собственному желанию». Врачи считают, что нужно убивать болезнь, боль, но не больного!

Во-вторых, медицинское убийство запрещено в Америке благодаря системе ценностей, заложенной в американской Конституции и культурной традиции. Концепция святости человеческой жизни и заключается в том, что человек не вправе отнимать жизнь у другого человека, даже если тот безнадежно болен.

Девальвация ценности человеческой жизни неизбежно приводила общество к катастрофе. Нацисты сначала убивали душевно больных, затем евреев и цыган, а потом мир охватил огонь войны, унесшей десятки миллионов человеческих жизней.

«В природе нет места для жалости по отношению к слабым, когда они уничтожаются более сильными видами, – говорил Гитлер. – Лишь евреи обладают наглостью требовать, чтобы мы шли против природы». Вопрос в том, хотим ли мы в вопросах морали подражать нацистам.

Более того, может ли Майкл Щиаво, уже давно имеющий другую семью и являющийся де-факто ее мужем и отцом ее детей, считаться де-юре мужем Терри и решать вопрос ее жизни и смерти? Или, может быть, лучше передать это право в руки ее родителей, которые умоляют не убивать их дочь?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ?

  1. По моему мнению, настал черед говорить о новом времени и, как следствие, о корректировке морали. Обьяснюсь. Человек берет на себя все больше и больше тех обязанностей, которые раньше лежали на плечах Бога: здоровье, жизнь, смерть, и другое. Наш мир во многом искусственный: глаза-линзы, пища, воздух… У многих и жизнь продленна искусственно. Раз есть такая жизнь, значит, нужна и подобная смерть. Это норма для искусственного мира. Человеческая жизнь ценна, несомненно,но лишь пока она действительно живет, а не существует. Этот закон так или иначе будет принят. Главное-не увлекаться.

Обсуждение закрыто.