ПУРИМ – ИСТОРИЯ СМЕШАННОГО БРАКА?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Последние социологические исследования еврейской общины США указывают на всевозрастающую тенденцию смешанных браков. По некоторым данным, уже более 60% американских евреев вступают в брак с неевреями, что подвергает опасности само существование еврейской общины в будущем. Оговоримся, что приведенные данные являются средними статистическими выкладками. В действительности же происходит процесс поляризации общины. Процент смешанных браков среди ассимилированных евреев достигает 80-90%, в то время как среди религиозных евреев этот процент продолжает понижаться: с 10% тридцать лет назад до 3% сегодня. Через четыре поколения у ста нерелигиозных евреев будет всего лишь 5 потомков, считающих себя евреями, а у ста религиозных евреев, благодаря высокой рождаемости и низкому проценту смешанных браков, будет более двух с половиной тысяч еврейских праправнуков!

ОПРАВДЫВАЕТ ЛИ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА?

В свете демографических данных еврейской общины США история праздника Пурим не может не вызывать удивления. Возможно, что евреи, с детства воспитанные в традициях иудаизма, привыкли к символам еврейских праздников и воспринимают их как само собой разумеющиеся. В этом смысле есть преимущество у того, кто пришел к еврейству в зрелом возрасте и может посмотреть на наши традиции свежим взглядом и с удивлением спросить: «Почему еврейка Эстер согласилась выйти замуж за персидского царя Ахашвероша?»

Мы понимаем, что ассимиляция является главной угрозой существованию еврейского народа. И если праздник Пурим отмечает чудо существования евреев в изгнании, то история брака еврейки с персом кажется, на первый взгляд, совершенно неуместной и даже опасной. Если бы Эстер отказалась от этого брака даже под страхом смерти, то тогда эта история вдохновляла бы нас хранить наши еврейские семьи.

Талмуд объясняет, что Эстер была схвачена и приведена во дворец царя против ее воли, и что пророки Мордехай и Эстер увидели в этом Божественное провидение – план будущего спасения народа.

Мой вопрос, почему Эстер не отказалась от этого брака, не обращен к героине. Вместо этого я позволю себе как бы обратиться с вопросом к самому Всевышнему. Если Б-г решил спасти еврейский народ, то разве Он не мог сделать это кошерным образом, не посылая еврейку Эстер во дворец перса Ахашвероша? Ведь даже самая прекрасная цель, даже спасения народа, не оправдывает недостойные средства.

Почему же еврейские мальчики и девочки воспитываются на празднике Пурим, повествующем о смешанном браке? Почему спасение должно было прийти из дворца царя? На мой взгляд, в этой истории сокрыта великая тайна. Прежде всего потому, что эти же вопросы можно задать и относительно спасения евреев во времена египетского рабства.

Почему спасение и тогда пришло из дворца Фараона, в который против своей воли попал еще младенцем Моисей? Если Всевышний и хотел послать избавление евреям в Египте, то разве Он не мог найти иного способа, не бросая еврейского ребенка во дворец Фараона?

Кто привит историей?

Всевышний сотворил человека, наделив его свободой выбора. С тех пор человек является не пассивным созерцателем происходящего, а партнером Творца. Человек – творец истории, он творит свою судьбу и историю, которая, впрочем, направляется Всевышним.

Негодяй Фараон, а не Всевышний издал указ топить всех новорожденных еврейских мальчиков. Во имя спасения ребенка, родители Моисея положили его в корзину и оставили в реке. Всевышний смеется на небесах, писал царь Давид в своих псалмах, переворачивая замыслы негодяев против них же самих! Дочь Фараона услышала плачь Моисея и воскликнула: это еврейский ребенок. Она вынула его из воды и принесла во дворец. Возможно, что и Фараон догадывался, что это еврейский ребенок. Почему же он не утопил его? Фараон думал, что сможет вырастить его египтянином. История Моисея доказала, что еврей все равно остается евреем! Моисей вырос во дворце Фараона, но, увидев страдания своих братьев, посвятил свою жизнь их спасению. Он изнутри познал империю зла. Именно потому Моисей и смог сокрушать Фараона и вывести евреев из Египта.

Подобная аналогия прослеживается и в истории Эстер. Ахашвэрош, а не Всевышний приказал бросить Эстер во дворец. Когда Эстер открыла ему, что она еврейка, то Ахашвэрош не выгнал ее из дворца. Даже там Эстер осталась верной дочерью своего народа и предприняла все усилия для спасения евреев. Так Всевышний перевернул злые замыслы негодяя Ахашвэроша: сын Ахашвэроша и Эстер, персидский царь Дарий разрешил евреям вернуться в Израиль и отстроить Иерусалимский Храм.

Кто хуже?

Я назвал Ахашвэроша негодяем? Но на первый взгляд он кажется добродушным, импульсивным и наивным царем. Многие привыкли считать, что главном злодеем истории Пурима был Аман. Во время чтения книги Эстер в Пурим мы шумим и стучим, услышав имя негодяя Амана, задумавшего уничтожить всех евреев. Однако мудрецы считают, что как бы не угрожал нам Аман, опасность, исходящая от Ахашвероша была еще большей!

Не случайно книга Эстер и начинается с рассказа о том, как Ахашвэрош созывает великий пир и выставляет там на всеобщее обозрение «разные сосуды» — священные сосуды разрушенного Иерусалимского Храма. Семьдесят лет уже прошли, но, еще не исполнились пророчества Иссаи и Даниэля о том, что Всевышний вспомнит еврейский народ и вернет его в Израиль. Ахашвэрош настаивал на том, чтобы и евреи пришли на этот пир и доказали, что они – лояльные персы, а не евреи. Ахашвэрош хотел, чтобы евреи навсегда оставили свою мечту о возвращении на родину и строительстве Храма, и некогда более не повторяли слов: «На следующий год в Иерусалиме!» Персидский царь Ахашвэрош поставил своей задачей ассимилировать евреев. Если Аман хотел уничтожить нас физически, то Ахашвэрош стремился к нашему духовному уничтожению.

В пасхальной Агаде рассказывается, о двух типах врагов еврейского народа. «Фараон хотел убить только мальчиков, Лаван же стремился уничтожить всех!» Фарон был открытым врагом, он стремился физически уничтожить еврейских мальчиков. Лаван же встретил Яакова с объятиями, притворяясь его другом. Однако в действительности он делал все, чтобы двенадцать сыновей Яакова навсегда остались в доме Лавана, и еврейский народ так никогда и не стал реальностью.

Встречая ненавидящего его брата Эйсава, Яаков обратился ко Всевышнему с молитвой: «Спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава!» Йосеф Бер Соловейчик, основоположник плеяды брестских раввинов спрашивает почему Яаков повторил кажущиеся ненужные слова: всем известно что Эйсав – это его брат? Как бы нестрашен был открытый враг Эйсав, который встречает его с мечом в руке, еще страшнее срытый враг, претворяющийся братом и другом.

Как бы не страшен был Гитлер, который уничтожил шесть миллионов евреев, возможно, что духовная Катострофа насильственной ассимиляции Сталина и всей той системы еще страшнее. Большевики не убивали евреев, но, ассимилируя их, нанесли огромный урон их душам. Евреи направили свои творческие силы на укрепление советской империи зла. Они создавали их науку и искусство, технику и армию. Не только то поколение одурманенных революцией евреев, но и их дети, внуки и правнуки продолжают служить чужым богам, в частности строя оружие, которое подобно «Катюшам» и «Мигам» было обращено против их братьев в Израиле.

Все перевернулось

Духовный закон сохранения энергии проявляется в том, что злой замысел негодяя, не только оборачивается против него самого, более того: те самые причины, которые угрожали наказанием, теперь переворачиваются и превращаются в награды.

Каждый раз, отмечая пост, евреи читают в синагогах отрывок пророчества Иссаи: «Пусть оставит негодяй путь свой, несправедливый – помыслы свои, и возвратится к Всевышнему, и Он простит его… Ибо с весельем выйдете и с миром придете; горы и холмы разразятся пред вами песней, и все деревья в поле рукоплескать будут; Вместо терновника поднимется кипарис, вместо крапивы поднимется мирт». (Исая 55: 6-13)

Слово мирт, на иврите хадас — имеет общий корень с именем Хадаса, которое изначально носила царица Эстер. Не случайно мудрецы формулируют в Мидраше следующую мысль. «Вместо терновника Амана поднимется кипарис Мордехай, а вместо крапивы Вашти (внучки Навуходоносера и жены Ахашвэроша) поднимется мирт Хадаса – царица Эстер!»

Раби Гедалия Шор объясняет, что мудрецы сформулировали концепцию «переворачивания» кажущейся безнадежной ситуации от тьмы к свету. Более того, слово «вместо», на иврите тахат переводится дословно как «под». Даже в самой сложной ситуации под жалящей крапивой уже скрывается ароматная минта, добрая царица Эстер, которая готова сменить злую Вашти. Всевышний готовит лекарство перед болезнью. Однако для того, наказание перевернулось в награду, нам необходимо совершить духовной переворот внутри себя.

Любовь внутри нас

Комментируя слова Эстер «я приду к царю не по закону» ребе из Гур пишет в своей книге «Сфат Эмет», что это намекает на раскаяние от любви.

По законам сохранения, преступление создает наказание, которое не настигает грешника в тот же момент, для того чтобы предоставить ему возможность к раскаянию. В случае если человек раскаялся от страха и решил больше не грешить, то преступление считается непреднамеренным и наказание отменяется. Однако если человек совершает раскаяние от любви, которое не только помогает ему не творить зло, но и вдохновляет творить добро, то грех совершенный в прошлом превращается в заслугу, ведь он стал трамплином, отталкиваясь от которого, человек творит много добрых дел.

Евреи не послушали лидера народа Мордехая и пошли на пир Ахашвэроша, стремясь доказать свою лояльность Персии. Тогда и поднялся Аман. Стоило же евреям объединится вокруг Мордехая, как все перевернулось. Замыслы Амана перевернулись, и, парадоксально, благодаря этого негодяя усилиям евреи вернулись в Израиль и отстроили Храм на его деньги.

Ахашвэрош стремился духовно ассимилировать евреев, но когда те вновь приняли авторитет Торы Мордехая, то все перевернулось: сын Ахашвэроша возвращает евреев в Израиль и отстраивает Иерусалимский Храм!

На официальном сайте ООН утверждается, что государство Израиль возникло благодаря усилиям Гитлера, который убивал евреев Европы. Всевышний смеется над негодяями, переворачивая их замыслы. И если верно, что поднимающий руку на тело народа, в конце концов, лишь укрепляет евреев физически, то стремящийся к духовному уничтожению народа укрепит его дух!

Если Гитлер, не желая того, способствовал созданию еврейского государства, то кто знает, возможно, что духовные лидеры нарда и будущие строители Иерусалимского Храма выйдут из людей, переживших гонения Сталина. В этом и символ Пурима: ни гитлерам и ни сталинам, ни мечу Амана, и ни смешенным бракам Ахашвэроша не удастся уничтожить народа, о вечности которого пророчествует Тора. Ам Исраэль хай!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора