ХУДОЖНИК, ДОСТОЙНЫЙ СВОЕГО ИМЕНИ

Великий Рамбам говорил: «В суть каждой вещи вникнешь, коль правдиво наречешь ее». Наверняка это в полной мере касается и человека.

Сегодня, дорогие читатели, мы хотим познакомить вас с творчеством художника Григория Байды-Бенца.

Историческое звучание обеих ветвей этой фамилии? Вы не ошиблись. Имя Александра Бенца, сына и брата знаменитых архитекторов, одного из основателей художественного объединения «Мир искусства», писателя, литературного и художественного критика, оформителя Дягилевских «Русских сезонов» в Париже, вы, безусловно, слыхали.

Ну а славного в украинских хрониках, легендах и песнях рыцаря удачи, «не боявшегося самого черта, твердого, никем не покоренного, вольного до самой смерти и в самой смерти», сумевшего в XIV веке в годы царствования могущественного Сулеймана Законодателя и жены его, легендарной Роксоланы, прорваться со своим отрядом к Стамбулу? Время сохранило только его прозвище – Байда, т. е. безумно, безрассудно храбрый. Оно-то и стало именем потомков.

Дерзость художественного мышления, яркая индивидуальность, особость творческого почерка, спаянные с Б-гом ниспосланным даром, отличают Григория Байду-Бенца, большого мастера, одного из значительнейших в нашей иммигрантской художественной бригаде, насчитывающей, по самым приблизительным оценкам, не менее 20 тысяч человек, из разных краев бывшего Союза приехавших в гостеприимную Америку. В большинстве своем – восприемников великой русской художественной школы, на новой земле ценимой и почитаемой. Чтобы утвердиться и состояться здесь, нужно заявить о себе, чтобы узнали тебя и признали, совсем недостаточно «ухватить за полу шинели пролетающего мимо Г-спода Б-га», как писал когда-то Бисмарк. Надо работать, работать и работать, рук и кисти не покладая. Надо, чтобы живопись твоя была самобытна и оригинальна, чтобы ее сюжетика и стилистика вписывались в круг постоянно обновляющегося современного искусства и взглядов. То есть, чтобы художник чувствовал и знал конъюнктуру, но непременно оставался самим собой. И чтобы был он талантлив.

Ох, как непросто найти такое сочетание в одном человеке! Да еще вдобавок, чтобы не обходила его стороной царица-удача. В Григории Байде все это есть. Плюс фантастическая работоспособность и настойчивость. И что нелишне в любом деле, а в искусстве (как, впрочем, науке, политике, врачевании и т. д.) просто обязательно, он умный человек.

Кто и что может рассказать о человеке больше, лучше и полнее, чем его выполненный настоящим живописцем портрет. Вот он перед нами. Вячеслав Шевченко портрет Байды-Бенца назвал «Художник», подчеркнув главное в многозначной личности друга, суть его устремлений, души, жизни. А они таковы, что позволили создать некий обобщенный образ человека искусства, искусству отданного и преданного, существование вне искусства себе не представляющего. И если опять обратимся к философии Рамбама, то для такого художника, как Григорий Байда, его «сущее и есть шар, ограниченный внешними небесами, со всем, что внутри него», а он – «индивидуум с высокой степенью индивидуальности». Вот именно – художнической, человеческой, обогащенной острой артистической интуицией.

Собственно, и были в жизни Байды-Бенца две дороги – пересекающиеся, переплетающиеся, неразделимые. И по образованию (художественные училища – мозаика, лепка, роспись, потом живопись; театральный институт – режиссура), и по роду деятельности он и человек кино, и разноплановый художник. Был и прикладником-дизайнером интерьеров, мастером виртуозной лепнины и росписей, и живописцем. Множество выставок – свидетельство признания и популярности. Но одновременно работа в Киеве на киностудии им. Довженко рядом с Сергеем Параджановым, Юрием Ильенко, Романом Балаяном. Помню те старые фильмы, над которыми работал Байда – «Веселые Жабокричи», «Старая крепость»… Ну а музыкальный телефильм «Пятое время года» с Лилией Гавриленко появлялся на телеэкранах много раз – и по всему Союзу, да и в Европе тоже.

«Трудно было шагать по двум дорогам сразу?» – спросила я Григория. «Да нет, – ответил он, – наоборот. Живописец добавлял режиссеру, а режиссер помогал художнику в композиционных решениях и драматургии картин».

Вот откуда некая театрализованность и монументальной, и пейзажной, и жанровой живописи Байды. Мне приходилось видеть его работу и в Украине (особенно хороши интерьеры севастопольского театра), и здесь, в Америке. Их много – залов, комнат и галерей, потому что художник очень востребован. И американцами, для которых его оформительская работа, его декоративное искусство, всегда с русской доминантой, всегда оригинальное и отличающееся профессионализмом высшей пробы, очень притягательно. И россиянами разных иммиграционных волн. Пример? Общий дизайн, лепной декор, роспись потолка театральных и выставочных залов в знаменитом Отрадненском Русском культурном центре в Spring Valley близ Нью-Йорка. Выполнено блистательно.

И вот что важно. В тревожное, непредсказуемое наше время, в годы отступления от вековых традиций и потери нравственных ориентиров, творчество Байды всегда духовно, всегда нравственно, всегда оптимистично. А ведь именно оптимизм – это то, что так нужно нам сегодня. Поэтому художник отметает утвердившееся в живописи отчаяние, неверие, выпячивание самых уродливых и страшных жизненных реалий. В живописи Байды царят радость и красота мироздания. Взгляните-ка на этот пейзаж. Сколько в нем солнца, света, как он лиричен и как он жизнеутверждающ. Он дарит не сомнения, не боязнь завтрашнего дня, а надежду и веру в будущее, он заряжает неведомой энергетикой, которую щедро передает нам.

Крупные мазки, резкие переходы, игра красок. Полотно будто составлено из цветовых пятен, но сюжет не разрушен, напротив, мы видим его еще более цельным. О выразительности и говорить не приходится. Все это в еще большей степени, чем к пейзажу, относится и к портрету. А портретист Байда-Бенц, как говорится, от Б-га. Тонкий психолог, человек большой души, умный и добрый, он умеет показать свои модели такими, какие они есть – их характер, душа, отношение к людям, поведенческие особенности. Все – до дна.

Вот эти выполненные в технике неоимпрессионизма (а бизнесмен Леонид Перси и вовсе реалистичен) портреты глубинны и психологичны. Это повесть о каждом, кого написал художник. Как поэтична и трогательна в пробуждающейся женственности и ожидании любви внучка живописца, как хороша, привлекательна и необычна «Художница», как значителен, неординарен и умен журналист и издатель Юрий Сандулов! Здорово!

Превосходен и душевно, с глубочайшим пониманием сути человеческой написанный неоимпрессионистический портрет, взрвывчато-экспрессивный, наделенный мощным энергетическим зарядом портрет Билла Гейтса. Перед нами не только гений компьютерных технологий и гений бизнеса, но и славный еврейский парень, сам сделавший и себя, и компьютерную свою империю, радостно и победительно вошедший в XXI век. Он впитал и выразил лучшие черты и свойства характера и древнего еврейского народа, и молодой американской нации – смелость, инициативность, деловой напор, жизнестойкость, дерзкую идееспособность – все то, что перенимают теперь наши дети и внуки. Это одна из лучших, умных и оптимистичных работ Григория Байды-Бенца.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора