Тур дает необычно подробный анализ сна Якова. Помните, где вверх и вниз по лестнице шустрили ангелы? Рассматривает его с разных позиций: и как предсказание об изгнаниях и возвращении на Родину, и как символический рассказ о жертвоприношениях и нашей повседневной молитве… Остановимся на последнем, самом актуальном.
«И заснул и вот, лестница установлена на земле и голова ее достигает небес, и вот ангелы Б-жьи поднимаются и спускаются по ней». Приведем гематрии Тура. Сон — равно «это в пророчестве». Корень слова «лестница» — гематрия «это Трон Славы (Создателя)». Лестница — равно «голос». И поясняет Тур: «…потому что голос молитвы праведников — это лестница, по которой ангелы поднимаются в небеса. И так же поднимается ангел в пламени сгорающей жертвы. А молитва — это храмовая служба. И всякий, кто молится с истинной каваной (сосредоточенно и искренне), строит лестницу, по которой могут подняться ангелы». Проснувшись, Яков скажет: «Здесь ворота небес».
Человеку так называемой «позитивной культуры» слово «ангел» расскажет немного — ну, отошлет к херувимчикам на открытках… Однако на иврите «малах» (ангел) значит просто «посланец». Когда-то я спросил раввина: «Чем занимается каббала?» И получил емкий ответ: «Каббала исследует только две вещи: как «луч» Творца сотворяет миры и как действует ответный «луч» — им люди соучаствуют в процессе творения миров». Я бы приложил эту аналогию и к «лестнице Якова». Посланцы снуют по ней вверх и вниз. Строят и разрушают.
Есть часто цитируемый мидраш о том, что ангелы были резко против передачи Торы людям. Больно, говорили, сильное оружие для дураков. Я их понимаю. Идет «ангелочек» по улице, а как откроет свой прелестный ротик… (см. словарь русской ненормативной лексики). Или положит ангелоид «душу свою за други своя», чтобы эти други свободно занимались свободною любовию. И наркотик не простаивал бы. Назовет это ангелочек «борьбой за демократию». Не по-нынешнему «демократию» — как «не-тиранию, свободное волеизъявление граждан». А по словарному значению: «власть народа». «Народ» же для оного ангелоида — «люмпены»: распущенные, «деклассированные» и бесконтрольные. И ежели учесть, что мир наполовину строится по нашим «чертежам»…
Реально у человека есть лишь два способа влиять на мир. Как на свой малый мир, «микрокосм», так и на все мироздание в целом. Это поступок и внутренний процесс. Я не хочу сейчас детализировать и обсуждать отдельно мысли, эмоции, медитативность — множество сторон психического «действия». Зададим вопрос: где поступок и психическое встречаются, становятся неразрывными? В слове. Человека называет Традиция «душа говорящая». Душа, «психе», — использующая органы речи.
Самый «человеческий» способ «построения лестницы Якова» — слово. Слово направленное, обладающее силой, насыщенное желанием, мыслью, взвешенное к тому же на точных весах, называется молитвой. Это тот самый «коль», «голос», которым человек и творит мир. Творит даже больше, чем руками. Направляет ангелов наших просьб, нужд и намерений «в небеса».
Когда мудрецы говорят, что «небеса отдалились от земли» и Б-жественное Присутствие «ушло на седьмое небо» — это в первую очередь про молитву. Поскольку «есть вещи, которые укоренены в высотах небес, а люди пренебрегают ими — это молитва». Сегодняшний избыток словоговорения и словописания, обесценивание из-за этого слов — причина обесценивания и жизни. Именно в наших руках, точнее в наших сердцах и устах, — жизнь вновь возвысить и освятить.
И в том, что в мире не все очаровательно, что «несчастья льются, как река», повинны мы сами. Наше отношение к творящей «лестнице Якова» — «коль», молитве. Просто «Б-г требует сердца». Бессердечный не молится.
Вот маленький «иероглиф» о глубине и многозначности слова. Есть в нем и про молитву.
На музыку души, под водопад
немолчный,
Внимаю шепотам желаний и травы,
И в глубине любви,
перед улыбкой волчьей,
Таится знание последней синевы.
1 комментарий к “Куда ведут лестницы?”
Обсуждение закрыто.
Найдется ли отец, который захотел бы мучить своего малютку незаслуженными желудочными коликами, незаслуженными муками прорезывания зубов, а затем свинкой, корью, скарлатиной и тысячами других пыток, придуманных для ни в чем не повинного маленького существа? А затем, с юности и до могилы, стал бы терзать его бесчисленными десятитысячекратными карами за любое нарушение закона, как преднамеренное, так и случайное? С тончайшим сарказмом мы облагораживаем бога званием отца — и все же мы отлично знаем, что, попадись нам в руки отец в его духе, мы немедленно бы его повесили.
Твен Марк