Обама обижается

В 1869 году француз Гюстав Флобер написал роман «Воспитание чувств» о судьбе своего поколения, прошедшего через революцию, которая дала человечеству лозунг нынешней демократии «Свобода, равенство, братство».

В 1975 году нью-йоркское издательство Harper & Row выпустило книгу иммигранта из СССР, литературоведа, эссеиста и переводчика Льва Наврозова, в которой говорилось о советском времени и нравах после убийства Сергея Кирова. Наврозов написал эту книгу по-английски, и американский писатель Сол Беллоу назвал автора «образцом современного российского мыслителя-диссидента», а российский мыслитель-диссидент и тоже писатель Александр Солженицын назвал Наврозова «литературным гением», а его роман поставил «выше всего написанного в XX веке». В одном из последних номеров New York Times Magazine напечатан большущий материал вашингтонского корреспондента Питера Бейкера «Воспитание президента».

С деланным или искренним удивлением аккредитованный при Белом доме Бейкер отмечает, что наш 44-й президент не любит Вашингтон. Не как город с цветущими вишнями, историческими памятниками и вкусными ресторанами, а как мозговой центр американской политики, которую он возглавил два года назад. Один из сотрудников Белого дома сказал Бейкеру, что Обаме «никогда не было здесь хорошо», а другой – что «Вашингтон оказался еще хуже, чем мы думали».

Бейкер пишет, что с точки зрения многих членов команды Обамы, Вашингтон оказался «не на уровне», то есть «республиканцы, журналисты, лоббисты, да и вся культура Вашингтона не серьезно относятся к решению проблем». Если президенту так не нравится эта культура, заметил консервативный обозреватель Джон Подгорец, так почему же он наделяет ее такой властью над финансами страны, системой здравоохранения, добычей полезных ископаемых и другими китами нашей экономики?

Ничего странного в этом нет, и среди руководства в любой новой администрации можно услышать жалобы, что оппозиционная партия отказывается сотрудничать, а по сути – совершить идеологическое самоубийство, оттолкнув от себя лояльных избирателей. Подгорец пишет, что постоянно сталкивался с такими жалобами и в Белом доме обоих Бушей, и в Белом доме Рейгана. Однако, отмечает он, администрация республиканцев обычно старается «обессилить» вашингтонский истеблишмент, по крайней мере в том, что касается частного сектора. Когда республиканцы заявляют, что им не нравится культура исполнительной власти, которая дурно влияет на страну, их слова в какой-то мере отражают проводимую ими законодательную политику. Если республиканцы поддерживают меры, усиливающие власть правительства, они как бы предают свои идеалы, хотя при Рейгане административный аппарат отнюдь не уменьшился.

Но при Бараке Обаме этот аппарат чудовищно раздулся всего за 21 месяц его власти. По словам обозревателя Брайана Ридла в Интернет-издании журнала National Review, сейчас Вашингтон расходует на 23% больше, чем два года назад. Обамовская реформа системы здравоохранения, которую начнут претворять в жизнь в 2013 году, усилит контроль правительства над одной шестой экономики США. Курс Обамы приведет к усилению пресловутой «культуры Вашингтона», то есть доминанты администрирования, до уровня, невиданного со времен первого срока

32-го президента Франклина Рузвельта, «новому курсу» которого подражает 44-й президент.

Придя к власти в лучах величия самого себя, как первый по уму, красноречию, демократизму и цвету кожи лидер единственной в мире сверх­державы, Барак Обама первым делом снизил величие своей страны, а затем наделил неслыханной властью тот самый механизм, на который сейчас обижается. Как российские декабристы в канонической статье Ленина, наш «народный президент» оказался страшно далек от народа: он проводит в жизнь свои либеральные убеждения, не сомневаясь в их спорности. В беседе с Питером Бейкером президент сказал, что «вероятно, мы выполнили 70% обещанного во время избирательной кампании». До инаугурации эти обещания отдавали вкусом пряника, но кнут был впереди.

Кнут Обамы хлестнул по экономике почти триллионом долларов, в которые обошелся пакет «стимулов» ее развития. Кнут Обамы подстегнул принятие «медицинской реформы», хотя избиратели вообще и его избиратели в частности выражали явное недовольство. Рейтинг «Президента Солнце», каковым на манер короля Людовика ХIV считает себя Барак Обама, постоянно снижается, а над огородно-велико­светским вкусом его жены, которую сравнили с Марией-Антуанеттой, супругой Людовика ХVI, тактично посмеиваются, политкорректно помня о цвете кожи первой и печальной участи второй.

Популярный ведущий своей программы телеканала Fox News Билл О‘Райли тоже вряд ли знаком с Флобером или Наврозовым, но про героев своей страны бывший школьный учитель истории О‘Райли знает достаточно много. Он напомнил, что два года назад слава Барака Обамы гремела по американским городам, подобно славе Элвиса Пресли, которого тоже величали Королем, хотя и рок-н-ролла. «Все изменилось, — написал Билл О‘Райли в своей колонке газеты New York Post. – Президент Обама больше не популярен во многих штатах страны… У Элвиса тоже был мрачный период, когда «Битлс» штурмовали Америку и изменили поп-культуру. Но Элвис вернулся к славе, опираясь на свой талант и харизму. Нет сомнения, что и Обама уверен в успехе «формулы возвращения», но пока он живет в отеле Heartbreak — гостинице на 128 номеров рядом с домом-музеем Пресли в Мемфисе.

Но вернемся к «Воспитанию президента», который, возможно, знаком с творчеством Флобера, но наверняка не читал Льва Наврозова. Возглавив Вашингтон, Барак Обама со своей свитой жалуется на него, а вернее на то, что они называют «Вашингтоном». Это название стало одним из объяснений провала политики Обамы, который винит в этом консерваторов, Чайную партию, телеканал Fox News, Уолл-стрит, Торговую палату и всех, кого не лень винить лоцманам его политического корабля – но и эти лоцманы разбегаются, как мыши перед кораблекрушением. Советники-экономисты, советник по безопасности, старший политический советник, глава канцелярии Белого дома…

Обама убежден, что спешит творить добро, а все, кто против него – враги добра, то есть темные силы зла. И не Вашингтон подвел Обаму, а Обама и его команда подвели Америку. 16 октября глава авторитетной социологической службы Скотт Расмуссен сообщил, что на промежуточных выборах 2 ноября республиканцы могут получить в Палате представителей 55 новых мест, тогда как для большинства им требуется 39. О таком успехе не мечтал даже Лев Наврозов, когда-то заявивший: «Дайте мне точку опоры, и я переверну New York Times».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора