На гастроли в Америку Марк Розовский недавно привез премьеру – пьесу Людмилы Улицкой “Мой внук – Вениамин”, переименовав ее на “Незабудки”.
Такого глубокого и страстного высказывания у знаменитого режиссера давно не было. Такого порыва в защите человеческого достоинства и такой выплеснувшейся боли от закоренелой тупой силы предрассудка…
Дуэт двух актрис, мастерство которых и живой огонь, освещающий каждую изнутри, поражает мощью. Две подруги, избежавшие общей участи погибших в Бобруйске евреев, оказались после войны в Москве. У портнихи Эсфири Львовны (актриса Райна Праудина) погиб муж Вениамин. У врача Елизаветы Яковлевны (актриса Екатерина Райкина) — жених. У первой свет в окне — сын. У него все хорошо, да только не женат. И мать загорается идеей найти ему девушку из их истребленного города, чтобы не прервалась нить преемственности. Р. Праудина создала изумительный по стихийности национальный характер. Она то зажигалась, то мрачнела, то неистовствовала, но шла к цели, горя, как факел. Мимика актрисы, живость движений, изменчивое выражение глаз – все передавало знакомый этнический оттенок. Любящая идише — мамэ, хлопотунья с деспотическими не подлежащими обсуждению намерениями…
Единственный человек, способный сдержать напор и вразумить подругу, — это Лиза. Актерская игра Екатерины Райкиной по выразительности и экономии средств не уступает Райне Праудиной с ее открытой броскостью. Порой Райкина только смотрит своими прекрасными темными глазами, и в этом взгляде и сочувствие, и несогласие. Ее героиня по контрасту сдержанна, владеет собой…
Характеры и судьбы обеих раскрываются в обычной домашней обстановке: под углом представлены две комнаты, где попеременно происходит действие. Как указатель на каждой стене вывешены адресные таблички: Бутырский вал и Скатертный переулок (художник — В. Медвецкий).
Но жизнь нарушила план по насильственному «осчастливливанию» сына Левы (этот персонаж не появляется на сцене). Мы узнаем, что напрасно мать привезла девушку из Бобруйска, поставив ее в неловкое положение. После свадьбы покорный сын взбунтовался и удрал… Двойная ошибка!
Молодые актеры Е.Товстоногова – Сонечка (несостоявшаяся невеста) и А. Чернявский – Витя (школьный товарищ) входят в спектакль с полной мерой достоверности. Она – искренняя и простодушная, он – вроде неплохой парень, но с вколоченным в сознание антисемитизмом. И тут возникает новый дуэт, иное противостояние, формируемое днем сегодняшним.
— Что ты имеешь против евреев?, — спрашивает молоденькая женщина, в жилах которой не течет еврейская кровь, но воспитанная приемной матерью-еврейкой. И молодой человек, солдатик, славный русский паренек, влюбленный в нее, внезапно набычившись, отвечает: «Они хитрые, они жадные, они всюду устраиваются, на тяжелых работах их нет…»
Какая внезапная и горькая тишина зависает в зале! Да, можно разделять участь народа, среди которого живешь, можно работать, отдавая все силы, можно умирать, защищая Родину и стать горсткой пепла, но доказать антисемиту свою порядочность невозможно. Да и зачем. Страшное ползучее предубеждение, переходящее из поколения в поколение, вылезающее из канавы, — живуче…
И Соня, ужаснувшись, зная, что ждет от него ребенка, говорит: “Уходи”.
Прошлое с войной, бедностью, потерями и настоящее с его накатанностью, относительной стабильностью сталкиваются. Как жить? Как сохранить достоинство?
Три женщины, столь разные по характеру, по возрасту, по биографиям, но связанные судьбой, обнимают друг друга, располагаясь, словно ветви одного дерева — одна над другой.
Какая красноречивая мизансцена! И как вдумчиво и последовательно вел к ней режиссер! И как человечно то, что ребенок, которого родит Соня, а Фира примет его как внука, будет носить имя Вениамин!
Тут поклонимся единящему людей мировоззрению Л. Улицкой…
Что касается незабудок, они были вышиты на подкладке старого пальто Лизы. И Фира захотела повторить рисунок вышивки для невестки.
А в спектакле… Возникает цепь беды, следующей по пятам от века, зарождается любовь, связующая новую жизнь и уходящую, и, наконец, загорается свет искусства, осеняющий надежду и веру в непредвзятость.
Опубликовал: Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ
Автор переписала подсунутую ей рекламную заготовку. Это не просто плагиат, а мелкий обман.