Вот мы сейчас и проверим: сколько будет пять раз по единице? Правильно, семь. По крайней мере, так считает рабби Йегуда. А рабан Гамлиэль настаивает, что пять.
Вышел же спор из-за двух пасуков: «И было (и будет), когда поднимался ковчег в путь, и говорил Моше: Встань, Г-сподь, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливался, говорил: Повернись, Г-сподь, к десяткам тысяч тысяч Израиля». До и после этих строчек в Торе поставлены перевёрнутые буквы «нун», напоминающие скобки.
Что за «скобки», зачем? Для рассуждений полезно помнить, что числовое значение буквы «нун» — 50. Так вот, 50 паршиёт (миниглавок, разделённых в тексте Торы пробелами) назад рассказывалось о переходах евреев по пустыне. Практически в тех же выражениях перечислялись порядки движений. И о Ковчеге надо было упомянуть после левитов семейства Кегати! Тех, что носят на руках остальные сосуды Храма. Рабан Гамлиэль полагает, что наши пасуки Тора сознательно поместила «не на своём месте». Зачем? «Чтобы разделить между бедствием и бедствием». Тут начинается большая интеллектуальная свара, в которой за века повоевали десятки комментаторов.
Согласно Раши, пасуки делят между огнём, пожравшим край стана в Тавэйре, и гибелью «людей прихотливых» в Киврот А-Таава. Рамбан изумляется: но ведь оба эти несчастья Тора опишет дальше, друг за другом? Что же здесь разделено? И, находя намёки на Тавэйру в более ранних фразах, всё же эту позицию решительно отвергает. Предлагая иной ответ: пасуки пришли отделить две от ещё одной беды. Той, про которую повествует Тора: «И отправились быстро от горы Синай». «Как ребёнок, убегающий из школы. Приговаривая: не прибавили бы нам ещё заповедей!?» О наказании за бегство нам ничего неизвестно. Но подход: прятаться от Б-жественой Воли и подозревать Его в опасном умысле — доныне причина всех наших бед! Разделила же Тора два от третьего потому, что троекратное повторение называется «хазака» (утверждение, надёжное). «Чтобы не были евреи «утверждены» в бедствиях!»
Есть мудрецы, которые вводят в анализ причин «перевёртывания» буквочек «нун» всю структуру еврейского алфавита. Например, Хизкуни разбирает слово «носаа» (двинулись) по порядку его букв в алфавите. И находит соответствующие по теме и структуре пасуки, между которыми должны бы стоять «наши». Следуя за древним Сифри, мудрецы расследуют ещё тонкости огласовки и знаки констелляции… Но это высшая алгебра, а мы, как вы помните, ещё не разобрались с арифметикой.
В общем, рабан Гамлиэль полагает, что тут есть ситуативные причины нарушения логики повествования. (С ним и в этом не все согласны, ведь глава говорит о переходах!) И книг в Пятикнижии ровно пять. А вот его потомок и тоже «наси» (князь, президент) Израиля рабби Йегуда насчитал в Пятикнижии семь книг! Поскольку книга («хумаш», буквально: одна пятая!) «Бамидбар», чей отрывок мы с вами сейчас обсуждаем, разделена на три самостоятельные книги. До пасуков, потом эти две, и всё после них. А буквочки нун, напоминающие скобки, просто пришли книгу выделить.
Книга «Зогар» подробно изучает и пасуки, и букву нун. Ведь она, числом 50, буква разума («50 ворот понимания») и буква Шехины, «женского» аспекта Абсолютного! На иврите женское — «некива», тоже начинается с нун. Так же, как и «несия» — поездка. В итоге приходит вывод: в изгнаниях, в движениях есть у еврейского народа особое Провидение Создателя. И пасуки описывают мир в движении!
Как нонче принято, пропустим «околоземное» и прямиком в Каббалу. Для разнообразия предоставим микрофон тому, кто в Каббале разбирается: рабейну Бехайя.
Говорят пасуки обо всех днях мироздания. В первой фразе 7 слов, как и в первой фразе Торы («Вначале сотворил…»). Подразумевая 6 тысяч лет этого мира (соотнесённые с шестью днями творения и шестью будничными днями недели). После них мир будет «разрушен и сотворён заново» (только не по-ленински и даже не по-горбачёвски, но милосердно для обитателей). И наступит 7-е, «субботнее тысячелетие». Об идее творения из ничего рассказало евреям уже само путешествие по пустыне, среди величественных изначальных скал и песков. Они видят глазами, как столб ведёт их через ненаселённую землю, как Ковчег порой уходит вперёд на 3 дня пути, готовя для людей дорогу… И проникаются сознанием Б-жественного управления всем и преходящестью любых форм этого сотворённого миропорядка.
7 букв «алеф» в пасуках (однокоренное «элеф» на иврите тысяча). 6-я из них непосредственно в слове «тысяч». А 7-я — в «Исраэль». Здесь намёк на вечность народа и одновременно на изменение самой сути его бытия в субботнем тысячелетии.
Стиснутые рамками статьи, добавим только, что второй пасук из 12 слов соответствует последнему пасуку Торы. И что заповеди юбилейного и субботнего года содержат тайну Творения. И что, пишет Раши, «Шехина не обитает меньше чем над 22 тысячами евреев» (2 тысячи и 2 десятка тысяч)… А дальше, как говорил Гилель, «иди и учись» (еврейской арифметике).