«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне Синай, в Шатре откровения, в первый день второго месяца, во второй год после их исхода из страны Египетской» (1:1).
Чтобы понять скрытый смысл столь обстоятельного зачина к книге «Бамидбар», обратимся к другой книге ТАНАХа — «Мишлей» (Притчи царя Шломо). В ней есть такой стих: «Гиря («пелес») и весы правосудия принадлежат Б-гу; дела Его (воздаяние за хорошие и плохие поступки) подобны разновесам в мешке» (16:11).
Мудрый царь Шломо сообщает, что все поступки человека взвешиваются и оцениваются с предельной точностью и что у
Б-га есть все необходимые для этого «технические» средства: от гири под названием «пелес» до самых мелких разновесов.
Б-г взвешивает все наши поступки, пользуясь распространенными в библейские и талмудические времена мерами веса: от самого большого — кикара (равного приблизительно 27 кг) и до ункейа (1/750 часть кикара), а также половиной, третью и самой маленькой мерой — четвертью ункейа.
Метафора с разновесами указывает на пристальное внимание Высшего Разума к нашим грехам, не только серьезным, но и, на первый взгляд, самым мелким, будничным, которые мы порой и сами не замечаем. Каждый грех и каждая заслуга взвешивается на аптечных весах, и воздаяние за них точно соответствует их «весу». Б-г наказывает и вознаграждает нас по строго выверенной шкале, с миллиграммовой точностью. Никто не забыт и ничто не забыто.
Итак, весы, гири и разновесы, о которых говорит царь Шломо, символизируют безупречное правосудие. Но что означает фраза: «Дела Его подобны разновесам в мешке»? При чем здесь мешок?
Мешок упомянут не случайно. В нем держали разновесы и гири, чтобы защитить их от грязи и износа и тем самым не допустить искажений при взвешивании.
Кроме того, в метафорическом смысле, Б-г специально прятал в мешке средства «взвешивания». Б-жественное правосудие должно осуществляться в тайне от людей. Никто из нас не может и не должен знать, как оно работает. Человеческий разум слишком слаб и ограничен, чтобы вообразить себе этот процесс и понять, как Б-г анализирует заслуги праведников и грехи нечестивцев.
«Праведность Твоя подобна могучим горам; правосудие Твое — как великая Глубина», — писал царь Давид в одном из псалмов. Это значит, что Его благосклонность и милосердие к праведникам видны всем, как могучие горы, но Его суд подобен бездонной бездне, заглянуть в которую не может ни один человек.
Не случайно о разрушении Первого иерусалимского Храма, произошедшем 9 Ава, Б-г сообщил пророку Иехезкелю только пятого числа месяца тевет (как будто оно случилось именно в тот день).
Но когда Вс-вышний решил возвысить сынов Израиля, приблизить к Себе, он публично и детально сообщил о месте и времени этого события: «В пустыне Синай, в Шатре откровения, в первый день второго месяца, во второй год после их исхода из страны Египетской».
Зов пустыни — 1
Скоро мы отметим праздник Шавуот, годовщину дарования Торы. Тора была вручена еврейскому народу в пустыне. Со слова «пустыня» начинается и книга «Бамидбар».
Пустыня всегда считалась антитезой жизни и активности. Символом цивилизации, ее развития и динамики является город. Город состоит из домов, а дома, в свою очередь, строятся из камней. Слова, из которых складывают предложение, тоже похожи на строительные камни.
Каждый отдельно взятый камень мертв, но в сочетании с другими камнями он образует дом, который населяют люди и в котором пульсирует жизнь. То же самое происходит и с буквами в слове. Отдельные буквы мертвы, как камни; они не излучают света разума. Но в словах и предложениях, фразах и высказываниях они оживают, светятся интеллектом, учат, наставляют человека, придают смысл и глубину его жизни.
«По слову Б-га были сотворены небеса». Весь мир возник благодаря особой комбинации букв еврейского алфавита. Буквы и слова рассеяны по всей земле. Если благодаря им мы видим нить Б-жественного разума, если они образуют в нашем воображении бусинки ожерелья, сплетающего воедино целый мир, этот мир не покажется нам мертвой пустыней. Он предстанет перед нами многонаселенным городом, шумным и бурлящим, наполненным жизнью и смыслом.
Но если мы не видим Его руку, если мы слишком ленивы, чтобы попытаться сложить буквы в слова и предложения, то мир так и останется для нас выжженной пустыней, и жизнь будет казаться нам бесцельной, а все ее события — случайными и никак не связанными между собой.
Так могут читать одну и ту же книгу два разных человека. Один легко впитывает в себя слова и фразы, видя за ними глубокие мысли автора и получая от чтения интеллектуальное удовольствие. А другой едва продирается сквозь завалы букв и знаков препинания, не умея связать их воедино. Первый читатель видит свет мудрости, пробивающийся из текста, а второй с досадой отбрасывает книгу, не осилив и первую страницу, как отбрасывают камни, загромождающие дорогу.
Наш мир — это большая и интереснейшая книга. Счастлив тот, кто умеет бегло читать ее и понимает прочитанное.
Зов пустыни — 2
Почему Тора была дана в пустыне? Потому что пустыня, как и Тора, «ничейная» и беспредельная. Никто не запретит вам вывезти из пустыни две тонны песка. Точно так же каждый может прийти в иешиву и вынести из нее «пару тонн» Б-жественной мудрости, бесконечной, как пустыня. Никто не будет возражать, если одним знатоком Торы будет больше.
Другой ответ. Тора была дана в пустыне, потому что для ее изучения надо очиститься от всего лишнего, превратиться в пустой сосуд, в пустыню.
Нет ли тут противоречия? В первом ответе сказано, что Тора, как и песок в пустыне, ничего не стоит. Теперь же от нас требуют пожертвовать всем ради Торы, превратиться в «пустыню».
Никакого противоречия нет. Тора «бесплатное» приобретение: каждый может насладиться изучением ее тайн. Но если вы хотите, чтобы Тора изменила вас, очистила и возвысила, превратила в Человека с большой буквы, вам придется отказаться от всех других увлечений и стать пустыней, где расцветут дивные цветы Б-жественной мудрости.
Хасид в своей постели
«Как они стояли, так и двигались, каждый на своем месте, по знаменам своим» (2:17).
Религиозный еврей постоянно находится на службе у Б-га: от рождения до смерти и с момента пробуждения, когда он бодро, подобно льву (так предписывает свод законов «Шулхан арух»), вскакивает на ноги в готовности служить своему Создателю, до ночной молитвы «Шма», которую он читает, сидя на постели.
В этой службе есть только один перерыв — на сон. У каждого человека своя потребность в отдыхе. Например, Гаон из Вильно спал всего два часа в сутки, и ему вполне хватало столь короткого отдыха; в остальное время он жадно и с невероятной интенсивностью, используя все возможности своего гениального и выносливого мозга, изучал тайны священных текстов. Многие пытались подражать Гаону, но далеко не все преуспевали.
Обратите внимание на слово «стояли» («хану») в приведенном стихе. Переставив в нем буквы, мы получим «наху», спали, отдыхали. Как евреи спали, так и путешествовали. Иными словами, чем лучше они отдыхали, тем увереннее шли вперед, к Святой земле. Хороший сон — прекрасное средство в служении Тв-рцу и выполнении Его задач…
Реб Шмельке из Никольсбурга так любил изучать Тору, что жалел время на сон. Он спал, не раздеваясь, сидя за столом и держа в руке зажженную свечу. Когда свеча догорала и пламя начинало жечь его пальцы, он просыпался, протирал опухшие веки и продолжал штудировать Гемару.
Однажды к нему в гости пожаловал ребе Элимелех из Лижанска. Увидев, как спит реб Шмельке, он уговорил его лечь в постель и хорошенько выспаться. Когда реб Шмельке ровно засопел под теплым одеялом, гость закрыл оконные ставни и на цыпочках вышел из комнаты.
Реб Шмельке проспал до утра следующего дня. Проснувшись, он ощутил невиданный прилив сил. Только теперь он понял, каким вялым и заторможенным он был раньше, считая это состояние нормой. С аппетитом поев, он сел за стол и раскрыл том Вавилонского Талмуда. Его отдохнувший мозг впитывал, как губка, мудрость святой книги.
«Теперь я понял, — заявил реб Шмельке довольному гостю, — что служить Вс-вышнему можно и, не размыкая век».