Изысканный вкус и фантазия

Всемирная выставка изобразительного искусства — АРТ-ЭКСПО-2009 в тридцать первый раз пожаловала в Нью-Йорк. И снова, как и в прошлые годы, я поспешил в Джавитс Центр на свидание с талантами.

Какое это волнующее чувство — ожидание встречи с прекрасным! С этим чувством может сравниться волнение перед первым свиданием с любовью. Еще не забыл — благодаря искусству. А еще перед открытием выставки теплилась надежда увидеть «новое слово» в живописи, нащупать пульс новой волны. Но увы, и в этот раз не суждено было сбыться наивным надеждам. Существует мнение (которое я не разделяю), что АРТ-ЭКСПО носит коммерческий характер, и потому выставка рассчитана на средний покупательский спрос. Неправда! Все зависит от того, как обстоят дела в мировых центрах искусства, каковы у них тенденции. Строго говоря, что скажет Париж, а может быть, и Италия. Во все времена новые течения в искусстве стремились к коммерческому успеху. Художник не должен нуждаться! Новое время рождает новую волну. Она приходит неожиданно, да и распознать ее непросто. Так было всегда.

И все же, проследить новую тенденцию можно. Например, на смену абстракционизму идет робкий возврат к романтическому реализму. Просматривается любопытная закономерность последних лет: представителями реализма, как правило, выступают корейские и особенно китайские художники. Для них старая европейская школа действительно новое слово в национальном искусстве Востока. Но это еще не новая волна. И в нынешней выставке были абстрактные работы, но значительно меньше, чем в прошлые годы. Случались и хорошо выполненные абстракции. Среди них выделялись полотна израильского художника Игала Фидида, но их успех остался в прошлом, как говорится, поезд ушел. Ранее Израиль обычно был представлен большим количеством живописцев, графиков и мастеров прикладного искусства. Прекрасные изделия израильских мастеров всегда привлекали своим изысканным вкусом и фантазией. В отличие от изобразительного искусства, произведения прикладников — многовековая традиция талантливых мастеров и ремесленников — еще с времен древних царств. На этот раз израильтян почти не было. Неизменный участник АРТ-ЭКСПО знаменитый израильский художник Давид Шлюсс к своей излюбленной теме «круглых» музыкантов с огромными и тоже «круглыми» инструментами добавил спортивные сюжеты в том же стиле. Яркая палитра с обилием золотых пятен усилили декоративность, но не обогатили колорит. Работы Шлюсса имеют своих почитателей. А вот на кого рассчитаны элегантные манерные дамы в немыслимых шляпах за крохотными столиками кафе художника Маимона, не знаю…

К разряду отрадных тенденций следует отнести отказ некоторых художников от увлечения абстрактными композициями и отсутствие подражаний гениальному Сальвадору Дали, которые мы предсказывали в обзорах прошлых лет. Это слабое утешение, учитывая, что достойной замены еще нет. Правда, наблюдается любопытный отход от чистой абстракции к авангарду начала прошлого века, некое смешение ретро-стилей. Так, в яркой картине Георга Пали «Музыкальные инструменты» художник создал занимательный и хорошо исполненный ребус, в котором использованы элементы кубизма, экспрессионизма и абстракции. Есть над чем подумать. Невольно в памяти всплывают остроумные строки известного стихотворения Лейбы Квитко:

«Сестренка, тарелки,

петух и дрова,

У Лемеле только одна

голова».

Тем приятней были встречи с произведениями настоящей живописи. Создателями таких картин и скульптур являются талантливые художники, творчество которых зиждется на фундаменте многовековых художественных школ Европы, России, Армении, Грузии, где еще живы традиции классического рисунка, выверенной композиции, живого волнующего колорита. Обратил на себя внимание ученик Зураба Церетели, выпускник Тбилисской художественной академии Зура Бушурашвили. Зура скульптор и оригинальный живописец. Его живопись своеобразна по тематике и аскетична по колориту. Портреты созданы в авангардной манере и носят психологический характер. Привлекает цикл животных, выполненных с юмором и теплотой. В этих работах нет подражания знаменитому Пиросмани, но его влияние ощущается.

Строгий рисунок, крупная лепка форм, световые контрасты и эмоционально напряженный золотисто-коричневый колорит, напоминающий голландцев ХVII века, отличают картины армянского художника Таслакяна, ныне живущего в Америке. В его творчестве сказывается художественная школа Армении и усовершенствование в венецианской академии. Несмотря на молодость, художник Рафаил Меликян проявил себя зрелым мастером, тяготеющим к импрессионизму. Скромные по мотиву этюды Меликяна полны воздуха и солнца, вызывают теплые чувства. Это так дорого.

В этот нелегкий (по известным причинам) год член Нью-Йоркской Гильдии художников и мастеров прикладного искусства Алла Баксанская представила интересную и единственную в своем роде экспозицию. Она создала большую коллекцию работ, выполненных в основном из океанских ракушек, проявив фантазию. Хочется выразить надежду, что со временем количество художников — членов Гильдии — увеличится, им есть что показать. Поиски новой волны продолжаются. Ренессанс еще случится.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора