Одиночество «короля эпизода»

7 января 1999 года, 10 лет назад, умер Николай Иванович Парфенов, которого многие кинокритики советского времени называли не иначе, как «король эпизода». Последние годы его жизни трудно было назвать жизнью в полном понимании этого слова, вернее сказать — мучением. После смерти супруги, с которой Парфенов прожил 47 лет, его мечтой стало попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники.

Но проявились особые обстоятельства: взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру государству. Парфенов так и собирался сделать, но выяснилось, что его супруга втайне от мужа прописала в квартире на ул. Гарибальди свою внучку (совместных детей у супругов не было). В результате Николаю Ивановичу отказали.

Нет, родственники жены время от времени заглядывали на квартиру к старику, но только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из вещей. Так постепенно исчезли телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал…

В это трудно поверить, но еще за шесть лет до описываемых событий Парфенов сыграл свою последнюю значительную роль в кино. Это была известная комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», лебединая песня знаменитого режиссера Леонида Гайдая. На роль полковника Петренко Леонид Иович пригласил «короля эпизода» Николая Парфенова. И хотя этот фильм считается артистическим шоу Дмитрия Харатьяна, его старший товарищ, которому в то время, кстати, уже исполнилось 80 лет, тоже запомнился.

К сожалению, уже на следующий год Леонида Гайдая не стало. А Парфенов отказывал всем другим режиссерам, поясняя это тем, что теперь ему осталось сыграть только роль генерала. В этой шутке была доля истины — ведь первой ролью в кино для Николая Ивановича стал солдат Горбунов в фильме «Сын полка». Таким образом, за свою почти 50-летнюю карьеру в кино он мог дослужиться от рядового до генерала…

Николай родился 26 июля 1912 года, в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и вполне обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила шестерых детей. Сразу после революции отец неожиданно скончался, и семья сполна узнала, что такое жить впроголодь. Но постепенно хозяйство наладили, казалось, самое страшное уже позади. Но в 30-е годы односельчане постановили на сельском сходе — признать Парфеновых кулаками и выселить. В результате дети разъехались, а маму отправили на торфозаготовки…

Николай с братом Борисом устроились арматурщиками на завод «Серп и молот», сестры учились. Николая манил театр. С первой же попытки ему удалось поступить в театральную студию при театре Моссовета, и в 1935 году его приняли в труппу этого театра. Забегая вперед, можно сказать, что Николай Иванович прослужил в театре почти 60 лет…

Еще до выпуска из студии Парфенов женился. Его избранницей стала актриса Ольга Васильева, но этот брак, несмотря на рождение дочери Ирины, довольно быстро распался, и принес молодому папе больше разочарования, чем радости. Он вообще стал избегать женского общества, но любил повторять, что его спутницей теперь навсегда стала профессия. А постигал ее молодой актер не только с помощью мастеров сцены, таких, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов (с ними он играл в одних спектаклях), но и на практике. С этой целью, в свободное от репетиций и спектаклей время, он часто пропадал на Черемушкинском рынке, недалеко от которого жил. Часами бродя по торговым рядам, он присматривался к людям, к их поведению, жестам, мимике. Это была неплохая школа…

Конечно, расцвет его актерского искусства в кино пришелся на 60-80-е годы, когда Парфенов был нарасхват у режиссеров. Не так давно пересмотрел фильм «Тридцать три», где Николай Иванович играл роль дотошного завистника, постоянно вставлявшего палки в колеса главному герою в исполнении Евгения Леонова. И поймал себя на мысли, что для тех времен Парфенов изображал маленьких, но подленьких людей лучше всех. Но ведь помимо бюрократов и чинуш он был органично естественен в роли кондукторов, председателей профкомов, и просто соседей, которые готовы по первому зову бороться с малейшей несправедливостью. Есть такое понятие — бытовой актер. В этом плане Парфенов был непревзойденным.

Вспомним наиболее яркие его роли. Прокурор из комедии «Берегись автомобиля», Сухов из комедии «Семь стариков и одна девушка», председатель месткома из комедии «Афоня», Трошкин из комедии «По семейным обстоятельствам», Трофимов из комедии «Не ходите, девки, замуж». Всего у Парфенова было порядка 150 ролей в различных фильмах, большей частью эпизодических, но надо отдать ему должное: любое его появление на экране вызывало добрую улыбку…

Почему же актер умер в нищете? Скорее всего, виной тому обесценившиеся вклады в советских банках, когда произошла смена экономической формации. Возможно, львиная часть вкладов «сгорела». Но немаловажную роль в таком трагическом исходе сыграл и любимый театр, которому актер прослужил более полувека, но который перестал интересоваться судьбой народного любимца почти сразу после того как тот ушел со сцены…

Николай Иванович умер на руках у своей родной сестры Антонины. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя. Ни малейшего указания на то, что здесь покоится заслуженный артист России. На скромном обелиске есть только надпись: Парфеновы. А может, так и надо? Ведь он играл обычных, бытовых людей…

Юрий Москаленко,

shkolazhizni.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора