Равнодушный ко всему, кроме искусства

Знаменитый английский художник Джозеф-Маллорд-Вильям Тёрнер (1775 — 1851) — предшественник французских импрессионистов давно привлекал мой интерес. В 2004 году в Лондоне я посетил галерею Тейт, где находится самое крупное собрание картин этого художника. Увы, в экспозиции было мало его работ. Как мне объяснили в музее, большая часть картин была в запасниках, ибо в галерее не хватает экспозиционных площадей.

И вот наступил праздник — грандиозная выставка работ Тёрнера в Метрополитен-музее.

Джозеф Тёрнер был сыном парикмахера и получил лишь самое элементарное образование. К искусству подтолкнула его дружба с Т. Джиртином (1773 — 1802), впоследствии основателем нового направления в английской акварельной живописи, который дал юному Тёрнеру уроки рисования и помог получить доступ в богатую картинную галерею доктора Монро. Усердно занимаясь в ней копированием пейзажей маэстро, Тёрнер познакомился с другим акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752 — 1799), еще раньше Джиртина стремившимся к сочности живописи и силе красок, и любившим воспроизводить поразительные эффекты воздуха и освещения. Этих двух художников я бы назвал дедушками импрессионизма.

Советы Козенса имели огромное влияние на развитие таланта Тёрнера в том направлении, в котором он работал в дальнейшем. В 1789 г. он поступил в ученики Королевской академии, а через год, в 15-летнем возрасте (!) был представлен на академической выставке акварелью «Вид Ламбертовского дворца». С этого времени издатели альбомов стали обращаться к нему с заказами рисунков, изображающих преимущественно города и красивые местности Англии.

В 1793 г. Тёрнер выставил в Академии первую свою работу, написанную маслом, «Шквал», за которой последовали другие картины на очередных академических выставках. В 1799 г. Тёрнер был избран в «сопричисленные» к Академии, а в 1802 г. стал ее действительным членом. Предприняв в том же году впервые путешествие на континент, он посетил Францию, берега Рейна и Швейцарию.

В 1807 г. художник поступил в Лондонскую академию преподавателем перспективы. В 1812 г. Тёрнер выстроил себе в Лондоне дом, где в залах была постоянно открыта экспозиция его произведений. Он трижды ездил в Италию — в 1819, 1829 и 1840 гг.

Художника обожали знатоки и любители изобразительного искусства. Несмотря на известность и материальное благосостояние, Тёрнер был угрюм, необщителен, резок в обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего искусства, слыл чудаком, мизантропом и… скрягою.

Одною из его странностей было исчезать, не предупредив никого, из дома и скрываться на несколько дней в небольшой квартирке в глухой части Лондона. Во время одного из таких исчезновений он и умер скоропостижно. Значительную часть своего состояния, порядка 140000 фунтов стерлингов, Тёрнер завещал на благотворительные дела, а все свои непроданные произведения (282 картины и свыше 18000 эскизов и этюдов) — Лондонской национальной галерее. На оставленную им сумму был основан при Королевской академии фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени, присуждаемая каждые два года за лучший из пейзажей.

Деятельность Тёрнера можно разделить на три периода. До 1805 г., когда он находился под влиянием голландских мастеров, а затем позаимствовал многое у французских художников Клода Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа.

К первому периоду относится его грандиозная картина «Кораблекрушение» (1805). Айвазовский использовал композицию картины Тёрнера для своей работы «Девятый вал», которая находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Но если у вас есть желание увидеть настоящий «Девятый вал», то взгляните на картину английского художника, и вы почувствуете: мгновение — и громадные волны обрушатся на все живое всемирным потопом.

С 1820 г., после поездки Тёрнера в Италию, он становится поклонником светлых тонов и избегает глубоких теней. В дальнейшем у него пробуждается страсть к буйству ярких красок. Он воспринимает природу фантастически, и его полотна — шедевры — просто завораживают зрителей. В картинах Тёрнера солнце и свет пишутся энергичными мазками. Вода, солнце и воды океана как бы переходят-переливаются из одного в другое в невероятных сочетаниях. В то же время цвета на картинах то в чарующей гармонии, то в дикой силе стихии, но в любом случае — завораживают зрителя.

В эти годы в картинах Тёрнера, написанных маслом, пастозность сменяется невероятной акварельной нежностью. В этом его мастерство акварелиста. Он первым в мире стал писать картины маслом так, что порой кажется, будто художник писал акварелью, настолько прозрачны написанные маслом холсты.

Многие искусствоведы утверждают, что в период расцвета живопись Тёрнера стала вызывающе смелой и даже небрежной. Ничего подобного! Тёрнер творил самозабвенно. Чтобы уловить быстро меняющиеся цвета неба и воды, их рефлексы, нужно действительно творить быстрой и решительной рукой. Тёрнер ни в коем случае не был «небрежным» художником. Он рисковал, не делая предварительного наброска на холсте — разве волны, солнечный свет и воздух можно написать в одно мгновение? Да, великий Тёрнер в своей живописи много рисковал, а потому часто «пил шампанское». Это подтверждают сотни его блистательных работ.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора