65 лет назад, 21 — 23 октября 1943 года нацисты, выполняя программу «окончательного решения» еврейского вопроса, зверски убили последних узников Минского гетто — одного из самых больших гетто в Восточной Европе. Чудом остались в живых менее 4 тысяч из более 100000 евреев не только Белоруссии, но и ряда европейских стран. Еще несколько сот узников выжили благодаря мужеству простых жителей Белоруссии, в трудную минуту пришедших им на помощь. В соответствии с принятым в 1953 г. в Израиле законом, этим людям присваивается высокое звание Праведника народов мира с вручением медали со словами из Талмуда: «Человек, спасший одну жизнь, спасает человечество» и Почетного диплома. Имена Праведников заносятся на Стену почета в Саду Праведников народов мира на территории музея «Яд ва-Шем». Это звание сегодня присвоено 567 жителям Белоруссии.
Первыми Праведниками народов мира в Белоруссии стали супруги из деревни Речки Минского района Андрей и Наталья Станько, спасшие бежавшую из Долгиновского гетто еврейскую семью Эли-Шейлаха Казинца и его детей.
По неполным данным, за спасение евреев Минского гетто звание Праведника было присвоено 114 жителям Минска, которые спасли более 223 человек, в основном, женщин и детей. В 1979 г. высокое звание Праведника (посмертно) было присвоено Елене Валендович, спасшей в 1943 г. двухлетнюю девочку Валю Токарскую (Бер), которую мама, предвидя неминуемую гибель, вынесла за ворота огражденного колючей проволокой гетто и оставила в развалинах стоящего рядом дома в надежде, что ее кто-то заметит и спасет. Сама же она, спрятавшись за деревом, наблюдала, что будет дальше. Вскоре плачущую девочку заметил проходивший мужчина. Он понял откуда она, и отнес в дом Е. Валендович, жившей с пятнадцатилетним сыном Евгением. У нее Валя прожила до освобождения Минска в июле 1944 года. Кроме этого, Е. Валендович тайно вывела группу женщин из гетто, скрывала в своем доме, доставала для них фальшивые документы и переправляла в партизанские отряды.
Елена Валендович умерла в 1975 году. Ее удостоверение Праведника народов мира хранится в Государственном музее Истории Великой Отечественной войны.
Несколько месяцев назад в Миннеаполисе не стало Татьяны Цимеровой, очень красивой, доброй ко всем, исключительно скромной и образованной женщины, работавшей долгие годы в технической библиотеке Минского телевизионного объединения «Горизонт». Незадолго до ее отъезда в Америку тем, кто с ней общался, стала известна история ее спасения благодаря белорусской женщине Александре Гржибовской-Слеповой, с которой долгое время до войны работала и дружила ее мама. Когда нацисты вошли в Минск, Таня с мамой, бабушкой и братом Яшей оказались в гетто. Александра Гржибовская стала тайком приходить в условное место и приносить кое-что из еды. Много раз белорусская женщина предлагала забрать Таню, но мать не решалась. И только после жестоких и кровавых погромов, за несколько дней до гибели от рук эсэсовцев Ольга Григорьевна передала Таню. О маме, погибшей с братом и бабушкой, и той, которая заменила мать и сохранила жизнь, Таня всегда говорила с огромной теплотой и любовью…
Вскоре после оккупации в Минск стали прибывать эшелоны с евреями из ряда стран Восточной Европы. Им было особенно тяжело, так как они оказались в чужой стране, без знакомых, языка и даже малейших шансов на спасение. Почти все они были уничтожены. Из 30 тысяч выжили единицы.
О случае спасения немецкими офицерами немецких евреек из Минского гетто написано много. Станислав Ваупшасов, командир легендарного партизанского соединения, действовавшего в районе Минска в книге «На тревожных перекрестках. Записки чекиста» (М.: Политиздат, 1988»), рассказывает о том, как в 1942 г. его разведчики задержали вблизи отряда грузовую машину с немецкими офицерами — полковником 45 лет и капитаном в летной форме. С ними находились две женщины — еврейки и двое детей.
Прибыв в Минск из Гамбурга, полковник был поражен варварским обращением оккупационных властей с белорусским населением… Попав в Тростенец под Минском, полковник стал свидетелем массовых казней советских людей и понял, что является участником преступления.
Совесть требовала порвать с гитлеризмом, полковник стал искать способ перейти на сторону партизан. Его решение окрепло после того как в Минском гетто он повстречал знакомую, женщину, которую давно любил. Ее звали Эльза, вместе с нею за колючей проволокой томилась ее сестра с двумя ребятишками. Спустя некоторое время полковник узнал, что узников гетто ждет очередная кровавая акция, и он поспешил привести свой план в исполнение.
Потом он познакомился с капитаном авиации, который сообщил о предстоящей бомбардировке белорусской деревни. Но летчик отказался…
На вопрос о том, как им удалось бежать из Минска, полковник сообщил, что для человека с его положением это не представило большого труда. Он вызвал дежурную машину, посадил в нее летчика, сел сам и приказал заехать в гетто. Забрал Эльзу, ее сестру и детей, предъявил охранникам липовое разрешение за подписью Кубэ — коменданта Минска и выехал за ворота. Когда машина оказалась на пустынном загородном шоссе, шофер испугался партизан, бросил руль и пытался бежать. Полковник застрелил его и сам повел грузовик в партизанскую зону.
Несмотря на то, что в положении о присвоении звания Праведника есть пункт о возможности присвоения звания на основании «подтвержденных фактов», эти храбрые люди звания не получили. Но они его заслужили, и справедливость должна быть восстановлена.
Чем дальше время отделяет нас от трагических дней, тем явственней становится гражданский подвиг многих неизвестных героев, имена которых постепенно открываются.