Название недельной главы «Балак» — это скорее исключение из правил, чем правило. Из 54 недельных глав только 4 называются именами собственными. Как известно, все персонажи Торы — это не просто отдельно взятые личности в давно забытой истории, а точки приложения сил, которые существуют во все времена. Поэтому для внимательного читателя очевидно, что встреча двух древних магов — Балака и Билама — это только вершина айсберга, а суть событий скрыта под поверхностным слоем текста.
Шем МиШмуэль спрашивает: «А чего, собственно говоря, ожидали Балак и Билам?» Их можно называть как угодно, но дураками они не были. Как же Балак и Билам, при всём неописуемом уровне магии которым они владели, могли рассчитывать на то, что смогут уничтожить все то, ради чего были 10 казней, Исход из Египта, дарование Торы и 40 лет жизни в пустыне? Дело в том, что их целью было не «закрыть проект» под названием народ Израиля, а только замедлить реализацию этого проекта. А вот для этой цели у них было достаточно ресурсов.
Книга «Зогар» говорит, что буквы, составляющие имена магов Балак (Бейт-Ламед-Куф) и Билам (Бейт-Ламед-Айн-Мем), — это также буквы двух ещё более «пугающих» слов: Бавел и Амалек. Бавел — это Вавилон, название первого царства поработившего народ Израиля после разрушения Храма, а Амалек — это первый из народов, попытавшийся помешать евреям выполнить свою работу в этом мире.
Рав Ицхак Гутнер объясняет разницу между помехами, создаваемыми царствами, и проблемами, причиняемыми народами. Та работа, которая должна быть завершена в этом мире евреями, встречает два вида сопротивления. Четыре царства — это из книги пророка Даниэля: Вавилон, Персия, Греция и Рим (Даниель, 7:7) — те царства, которые и повлекут за собой все галуты (изгнания) в истории. А семь народов — это «Хити, Гиргаши, Эмори, Кенани, Перизи, Хиви и Йевуси», жившие в Земле Израиля до прихода туда евреев (Берейшит, 10:15).
Чтобы выполнить определенную работу, необходимо выполнение двух условий: работник должен быть принят на работу, и ему должны объяснить суть работы, выдать инструменты для работы и определить рабочее место. В результате выхода из Египта евреи перестали быть рабами фараона и поступили на работу к Всевышнему. Приняв Тору, они получили описание работы, а войдя в Землю Израиля, пришли на место работы.
Каждое из четырех царств мешает выполнить заданную работу по- своему, но у них есть общий подход. В том объеме, в котором каждому из царств удаётся заставить Израиль работать на благо царства, Израиль не может выполнить своей задачи. Невозможно делать все одновременно, и в той степени, в которой еврей работает на другого работодателя, он не работает на Всевышнего. Другими словами, из-за временной халтуры нет возможности реализовать основное свое предназначение.
Семь народов противодействуют совсем по другой схеме. Они не оспаривают сам факт того, что есть какая-то работа, которую нужно сделать. Их стратегия заключается в том, чтобы не позволить Израилю войти в Землю Израиля, то есть «прийти на работу». Несмотря на то, что Амалек не входит в список народов, Амалек, по словам Торы, это «первый среди народов» (Бемидбар, 25:6) и является корнем и источником этих семи народов.
Соединение этих двух сил впервые описано в недельной главе «Балак». Но так как это один из основных сюжетов истории, то подобный союз заключался много раз. Наиболее известным примером такого альянса будет история Пурима, где Ахашверош — царь в своем царстве, и Аман — потомок Амалека, — вновь соединяют свои усилия. Ну а про то, что происходит в наше время, и кто дружит против кого, писать нет смысла: достаточно прочитать последние новости, чтобы всё стало понятно.