Насильно мил не будешь

— Мой муж-наркоман угрожает покончить с собой, если я уйду от него, — поделилась со мной недавно одна женщина. — Хочу с ним развестись, но боюсь: если он реализует свою угрозу, то всю жизнь я буду страдать от угрызения совести…

Угрожая самоубийством, муж пытается заставить жену не разводиться, проявляя безразличие к ее желаниям и интересам. Но разве он не знает, что насильно мил не будешь?

Важно напомнить, что стремление контролировать окружающих свойственно людям с низкой самооценкой, — пишет раввин и психиатр Авраам Тверский в книге «Успешные взаимоотношения: взять проблемы контроля под контроль». Таким образом, пытаясь возвыситься над другими, они компенсируют чувства собственной неполноценности. Впрочем, стремление управлять людьми отнюдь не всегда проявляется откровенной агрессивностью. Существуют скрытые формы контроля, когда некоторые манипулируют окружающими, стремясь вызвать чувства вины, стыда или жалости к себе. Зачастую трудно осознать, что попытки манипуляции являются не чем иным, как скрытой формой контроля. Еще сложнее распознать стремление к контролю и манипуляции другими в нас самих.

«Своим поведением ты убиваешь меня!» — заявляют отчаявшиеся родители своим детям-подросткам. «Твое пьянство уничтожает детей!» — плачут жены. Признанный авторитет в области борьбы с алкоголизмом и наркоманией доктор Тверский считает, что обвинения вряд ли способны повлиять на поведение людей. Более того, пьяница может начать пить еще больше, стремясь притупить собственное чувство вины.

Рав Тверский советует вместо «ты» (убиваешь меня) использовать слово «я» (огорчен), выражая свои чувства, но не обвиняя и не атакуя оппонента.

Существуют и другие формы «пассивного контроля», когда человек вынуждает окружающих принимать активное участие в его жизни и заботиться о нем. Такой человек делает вид, что не может принимать решений, заставляя близких делать это за него, в дальнейшем обвиняя их в неправильно принятых решениях.

Всегда ли следует делать одолжения людям? Тора, например, обязывает помочь человеку, «осел которого упал под тяжестью ноши». Однако мудрецы подчеркивают, что следует помогать человеку, поднимая осла вместе с ним, но не вместо него. Если человек не помогает себе сам, то и вы не обязаны помогать ему. Естественно испытывать чувство жалости к попавшему в трудную ситуацию, но следует помнить, что бесконечные одолжения могут нанести ему вред, стимулируя зависимость и иждивенчество.

Среди всех форм манипуляции другими недопустима угроза самоубийства. Человек, угрожающий убить себя, должен обратиться к психиатру, который может помочь ему преодолеть депрессию, утверждает доктор Тверский. А если психиатр считает, что человек угрожает самоубийством с целью манипуляции?

— Если ты уйдешь, я покончу с собой! — угрожает алкоголик жене, отказываясь идти к врачу.

Если жена подчинится из жалости и чувства вины, она даст ему в руки оружие, которым он сможет в дальнейшем управлять ею. Поэтому жена может ответить: «Если ты не станешь лечиться, между нами не будет ничего общего!»

Так что же делать, если муж вынуждает жену оставаться в браке угрозой самоубийства?

— Конечно, мне будет больно, если ты реализуешь свою угрозу, но я не буду чувствовать в этом своей вины, — может ответить жена, отвергая попытку контроля над собой. — Необходимо уважать как твои, так и мои интересы…

Взаимоотношения между людьми по своей сути подобны взаимоотношениям между человеком и Всевышним. Тот, кто манипулирует людьми, пытается также манипулировать Всевышним.

Разные люди относятся к Всевышнему по-разному. Один служит Всевышнему, другой хочет, чтобы Всевышний служил ему. Один молится Б-гу, стремясь открыть для себя волю Творца, другой пытается навязать молитвой свою волю Творцу.

«Я — молитва», — писал царь Давид в своих псалмах, утверждая, что суть человека выражается в самих чаяниях и молитвах. Однако молитва — это не только выражение сокровенных желаний и стремлений, ибо в молитве человек еще и соизмеряет свои желания с желаниями Всевышнего, свои ценности — с духовными ценностями народа. Не случайно лехитпалель означает не только молиться, но и судиться. Человек читает слова молитвенника, сочиненные великими пророками и мудрецами, вдохновляя себя тем, ради чего жили и умирали они, стремясь к тому, к чему стремились они.

Рабан Гамлиэль повторял: «Сделай Его волю своей, и тогда Он сделает твою волю Своей. Подчини свои желания Его воле, и тогда Он подчинит твоей воле желания других» (Поучения отцов, 2:4). Если человек выбирает дорогу добра, исполняя волю Всевышнего, то Всевышний дает ему благословение и силы, чтобы он преуспел на этом пути. Если же человек выбирает путь манипуляции и обмана, то, в конце концов, он окажется у разбитого корыта, ему удастся обмануть лишь себя.

Классической иллюстрацией этой идеи является рассказ о манипуляторе Биламе, который «заставил» Всевышнего разрешить ему выйти на войну с народом Израиля и сам погиб в той войне. Царь Балак послал министров к обладавшему колоссальной силой слова Биламу с просьбой присоединиться к войску и проклясть возвращавшихся в Святую Землю евреев. Билам загорелся желанием пойти к Балаку, чтобы разбогатеть и прославиться: «На словах Билам отказывался идти, но на самом деле набивал себе цену: «Даже если даст мне Балак полный дом серебра и золота, не смогу преступить повеления Всевышнего».

Он повторял посланникам Балака, что будет делать только то, что велит ему Всевышний. В действительности же Билам стремился к тому, чтобы Всевышний делал все для него.

Почему Билам сказал посланникам Балака: «Переночуйте здесь эту ночь, и дам я вам ответ, который даст мне Всевышний»? Неужели он не понимал, что Всевышний не хотел проклятья и уничтожения ни в чем не повинного народа? Всевышний сказал Биламу: «Не иди с ними, не проклинай этот народ, ибо он благословен». Несмотря на это, Билам предложил посланникам остаться до утра, надеясь, что ему удастся изменить решение Всевышнего. В конце концов Всевышний позволил ему идти, ибо «дают человеку идти тем путем, каким он желает идти» (Макот, 20). Однако этот путь привел Билама не к богатству и славе, а к гибели от меча. Всевышний же защитил евреев, обратив проклятья Билама в благословения.

В отличие от Билама, первый еврей Авраам посвятил свою жизнь поиску истины, а не личному интересу. Он наполнил свое сердце любовью к Б-гу и людям, избрав путь «справедливости и добра» и указав своим потомкам идти этим путем. И Всвышний полюбил Авраама и его потомков.

Любящий заслуживает любви, а исполняющий желания других — исполнения своих желаний.

Благословен тот, кто не только спрашивает, «что я хочу», но также задумывается над тем, «что хочет Всевышний» и «что хочет близкий мне человек».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора