Птица счастья

Это пернатое столь популярно, что продаётся оптом и в розницу. «Только у нас..!», «вступайте в..!», «голосуйте за..!». Идеологически верно ответил Рабинович сержанту: «Счастье — это быть советским человеком! А несчастье — это иметь такое счастье». Но давайте подёргаем птичку за пёрышки, постараемся отделить подделку от полноценного размаха крыльев.

Словари синонимов русского языка предлагают следующие аналоги: блаженство, благодать, наслаждение, радость, полная удовлетворённость, упоение, веселье, восторг, экстаз, сладостность. Наверное, стоит собрать перечисленное воедино. Затем словари переходят к счастью как удаче: фортуна, лафа, фарт, победа… Счастье — состояние духа и счастье как везенье обозначает одно слово; похоже, что обретение счастья — это выигрыш на тотализаторе и нет иного способа его достичь, кроме как: подфартило. Само слово «счастье» родственно с «сейчас» — настоящим, бегущим мгновеньем. Помните великолепное: «Призрачно всё в этом мире бушующем, Есть только миг — за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется «жизнь».

То есть счастье в русском — это полноценное переживание жизни сейчас, в текущем мгновеньи. Сие чрезвычайно глубоко и правдиво, но удручает, что нет рецепта, в какие силки уловить пернатое — кроме лотереи, фарта, неожиданно вырванного из хвоста жар-птицы пера. А уж чтоб удержать… Ни любовь, ни мудрость, ни везение в делах счастья не гарантируют. Что оно не так уж зависит от власти и богатства — взгляните хотя бы на статистику самоубийств, она максимальна у самых нищих и у «золотой молодёжи».

Иврит относится к пташке иначе. Из множества добрых пожеланий молодожёнам — которым, конечно, желают счастья — нет ни одного, связанного с неожиданным случаем, улыбкой фортуны. Предполагается, что счастье — штука нормальная и достижимая, нужно только правильно строить жизнь и отношения. Выходит евреи, в отличие от других языков, претендуют, что имеют надёжный рецепт счастья и таки знают, что это такое, каковы его компоненты и чем неуловимое кормить?

Извините, но откуда тогда выражение «еврейское счастье» — что означает невезенье, неведомо откуда налетающие проблемы? Оно ближе к фортуне, причём в отрицательно-насмешливом контексте: «невезуха». Слово «мазаль» означает и удачу, и духовные структуры — например, ангела или астрологический знак — влияющие на то, будут в судьбе препятствия или благоприятствование. Так, согласно Талмуду, богатство в большой степени зависит от «мазаля». Принятое выражение «мазаль тов», добрый мазаль есть одновременно и поздравление с праздничным событием, и пожелание помощи небес. Но не будем плутать и обратимся к тому «счастью», кое ближе к «блаженству».

Формула: «счастье — это выполненное предназначение». Сразу вспоминаешь спекуляции: «счастье отдать жизнь за Родину», «счастье ударного труда»… Рабби Нахман сочинил очаровательную притчу о том, как дурное начало «намазывает свою половину залы воском и в ней отражаются великолепные картины доброго начала». Подобные дацзыбао — издёвка, присвоение краденого. Дополнительная «польза» злому началу в том, что, привыкнув к этим пародиям, люди не захотят и слышать о том оригинале, с которого карикатуры списаны.

Но счастье на самом деле состоит в исполнении своего предназначения. Только определяет предназначение не демагог, а — Б-г.

Назвать рецепт элементарно: «приблизиться ко Всевышнему той единственной дорогой, которая свойственна твоей душе». Однако слишком общий и абстрактный алгоритм поможет не сильно. Ради детализации обратимся к ивритскому понятию. Простите за нечёткость, «перевод — это комментарий» и живёт в мотивах языка, на который переведён.

Мне видится, наиболее точное значение «счастья» на иврите — «симха», радость. Радость обозначают многие слова, контекст же «симхи» — радость осмысленная, умудрённая. «Веселье с ясным видением и осознанием».

Отложим «множащий мудрость — множит гнев» (и старославянское искажённое «во многия мудрости многия печали») — это о расстройстве за глупцов вокруг. Мы — о «счастье личном».

Что такое счастье на уровне эмоциональном? Состояние радости настоящего, мгновение, когда ты глубоко удовлетворён тем, что есть. Блаженствуешь в этом квантике действительности и не хочется «отсюда убежать». Не значит, что ничего не собираешься делать, но — пришедшее, наставшее — тебя утоляет и вдохновляет. Выздоровевший остро понимает и чувствует радость жизни, счастье дыхания, видения и мысли…

Строго говоря, это должно быть естественным состоянием любого из нас, живущих. Ведь альтернатива «жить» — не быть. Не только не быть в знакомых формах этого мира, но — не быть вообще.

В понимании Торы счастье сопряжено с благодарностью — Тому, кто жизнь дал и поддерживает. Б-гу живому. Это делает счастье обоснованным, сознательным и в определённой степени заслуженным. Сказать «спасибо» делающему тебе добро — уже отчасти расплатиться.

А какова высшая форма благодарности? Сделать добро благодетелю, исполнить его мечту. Чего же хочет наш общий благодетель — Б-г? Удивительный ответ: только того, чтобы ты был счастлив. Но кто, кроме психопатов и неврастеников, не хочет быть счастливым!? Что может помешать, чтобы желания Б-га и твои совпали? 

Ответ анекдотично прост: непонимание того, что такое счастье и как его достичь. Люди ищут где угодно, несутся за исполнением грошовых желаний и печалятся, если фата-моргана ускользает. В мире, подобном бушующему океану событий и идей, так легко заплутаться! И поэтому Творец, как заботливый папаша, предлагает нам, своим птенчикам, шпаргалки и перила — не свалиться с мостков милосердной истины в бурное море. Тора так формулирует ошибочную погоню за синицей: «Отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и собьёшься с пути, и поклоняться будешь иным богам и служить им…»

Оказывается, счастье достижимо, и достижимо надёжно, лишь на фиксированной дороге, пусть каждый идёт по ней своей особенной, неповторимой походкой. Когда ты выходишь из норки во вселенную. А путей к несчастью сонмы, как и «иных богов». И не счесть на них ловушек «безбрежного блаженства», щенячьего восторга, которые на проверку, и нередко скоро, окажутся вступлением к горю. Ибо: «положил Я сегодня перед тобой жизнь и добро, смерть и зло. Пожалуйста, выбери жизнь».

Счастье не мимолётно только — когда не мимолётно, устойчиво мгновенье. Предлагаю образ: яркий прожектор разом освещает дорожку, многие её шаги. «Глаз Б-га», направленный на тропу времени.  

Иные боги честно исполняют свой долг: провокаторов, испытателей разума и души человека. Главная их забота: самореклама и очернение другого. Взгляните на предвыборную маяту и вы меня поймёте. Например о Законе, «пути которого — пути мирные и обитающие на них счастливы» зудят, что «жизнь религиозного еврея — сплошные ограничения и беспросветная рутина», «весь день работа робота». И, перефразируя Рабиновича, восклицают: «несчастье — иметь такое счастье!». Не догадываясь, какое наслаждение — учить Тору, искренне молиться; не представляют, как сладок возвышенный покой Шаббата, радостна большая семья… Куда ценнее безделья погонь за дешёвками сиюминутных удовольствий, престижем, грошовыми зарплатами от «иных богов».   

В конце Пятикнижия Моше описывает алгоритм счастья. «И будет радоваться тебе Г-сподь, творя тебе блага, как радовался Он отцам твоим, если будешь слушаться Его голоса, соблюдая заповеди Его… если обратишься к Г-споду, Б-гу твоему всем сердцем и всей душой». Настоящее, полноценное счастье — отблик этой радости Отца, живущий в тебе, ибо «душа — доля Всевышнего» и потому радость — внутри. Только те мгновения, на которые «смотрит вечность», исполнены неизмеримого, непрерывного счастья, ибо время над ними уже почти не властно.

Наверное, мы заговорили о Будущем мире, «олам а-ба». «Всё счастье этого мира — как мгновение, как капля счастья в олам а-ба»


Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 3,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *