Неизменно: Рим и Иерусалим

Поправлю уважаемого мною Невзорова: проблема не в «2 миллиарда на информационную войну», каких не хватило евреям, дабы население и суды не полюбили Хамас. Не хватило б и 100 миллиардов. Для примеру: ООН (что на них нашло?) уполовинила число жертв в Газе, мол, давали непроверенную статистику Хамаса — но публика и боссы принципиально цитируют только свободолюбивые интегралы, мерно нарастающие с каждым облачком на горизонте. Почём это пересчитать? Мне по душе, скорее чем бабки на пропаганду, призыв чёрного мусульманина комика Дейва Шапелла: «окружить евреев любовью, дабы они не поддерживали Израиль». Но такое сказануть может только комик…

О терминах. Из греческой демократии пришёл «демагог» — «проводник народа», оратор, чьё положение определялось только мастерством златоуста. Что это слово ныне означает, уточнять излишне, сверхидея его — добиться цели словесной эквилибристикой. В противоположность на иврите оратор — «даршан», от лидрош: допытываться, искать. Допрос в суде с целью установить истинность свидетельства называется «дриша». То есть даршан — тот, кто, используя владение словом, допытывается, ищет истину. Здесь — коренное отличие отношения к слову. К человеку, «душе говорящей».

Полтора столетия назад «коммунистический рабби Карла Маркса» Моше Гесс издал «Рим и Иерусалим», аллитерацией на известные агадот Талмуда. Матёрый социалист призывает к невозможному: восстановление гордости Иерусалима якобы вернёт достоинство и обскурантистскому Риму. Но не будем о фантазиях, айда к первоисточникам и поймём их современный для нас смысл.

Талмуд: «скажут тебе, Рим отстроен и Иерусалим разрушен — верь, Рим разрушен и Иерусалим отстроен — верь». Не верь — коли оба отстроены или разрушены. Те же отношения между Иерусалимом и Кесарией — языческим городом, выстроенным Иродом Великим, дабы он стал столицей эллинизированной Иудеи. Тут селились прокураторы непокорной провинции.

О чём в агодах речь? Самолёты Рим-Бен-Гурион разгуливают, Кнессет заседает, Ватикан ему приветы шлёт, виллы в Кесарии пышные… Ясно, дело не в камнях, но в духовных концептах, которые отчего-то несовместимы.

Мидраш: когда царь Шломо взял в жёны египетскую принцессу, ангел воткнул тростинку в место, на котором образуется Рим. Какой аспект мудрости «мудрейшего из людей» дал отросток, из коего развилось духовное состояние четвёртого, «римского» изгнания? Нынешнего. Сравниваемого с «бездной» и «царством злодеяний». Ответ: социальный.

В чём историческая заслуга Рима? Римское право; латынь — язык средневековой и отчасти современной науки (медицина, биология…). Водопровод и виадуки (хотя современную канализацию придумали персы), военная школа, государственное устройство… «Империи, над которыми никогда не заходит солнце» — испанская, английская, советская; предшественница их — Римская. Сам принцип имперскости отсюда.

Всё это — об организованной, благоустроенной социальной жизни. Но вот образ, который даёт крещённый, то есть перешедший на сторону Рима Пастернак: «…старость — это Рим, который, взамен турусов и колёс, не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз». Здесь Рим — символ жестокости, и не только в сражении, но даже на потешающем публику бое гладиаторов. Символ неизбежной смерти.

Согласитесь, странно: упорядоченная социальность — и смерть. Как они сочетаются? Вспомним благородное memento mori (помни о смерти) — соразмеряй свои деяния с её масштабом. То есть — не погружайся в мелочное. Римские стоики (один из них, Марк Аврелий, выведен в Талмуде под именем императора Антония, друга составителя Мишны рабби Йеуды а-наси), достоинство гражданина, «и ты, Брут!?». Многое, вполне уважения достойное, ассоциируется с Римом.

Отложим пока оргии, казнь десятого, 3 дня на разграбление и прочие родимые пятна. Лучше вспомним мидраш, что потомки старшего сына Эсава Элифаза были среди первых патрициев. Нацист Амалек, принципиальный противник Б-га и Израиля — тоже отпрыск Элифаза. О нём говорит Тора: «первый из народов (по вражде) Амалек, но конец его — гибель». Мидраш: «Яков и Эсав в животе матери разделили этот и будущий мир». Рим — и есть жизнь до и под сенью смерти. По сути — для смерти.

 Люди копят миллиарды, состязаясь в рейтингах Форбсов; рвутся лицедейством, обманом и кровью ко власти; «делают себе имя в веках», строя музеи и пирамиды… Зачем, коли твой срок под Луной ограничен? Нет ли ему лучшего применения? Об этом — Рим и Иерусалим. Они — как икс и игрек, горизонталь и вертикаль.

Каков девиз Рима? «Успешно и достойно жить на земле». Иерусалима? «Реализовать максимум возможностей, исполняя миссию на земле». Звучит похоже, но отличие коренное. Иерусалим — вертикален, для него жизнь в этом мире имеет значение — и грандиозное — только в контексте вечном. О вечном рассуждают и в Риме: философия развита, монастыри функционируют исправно — но за этим 60% демагогии. Крупнейшим собственником станет не Безос или Маск, но Ватикан; в Священной Римской империи Папа одолеет короля. А богатства Иерусалимского Храма, на которые слюнки текли (и не безрезультатно) у завоевателей, будут пользоваться только для службы в Храме и укрепления Торы. Спор: что главное, а что средство.

Немного в историю. Рим разрушил Второй Храм — и, исполнив задачу, загнил и потерял значение. Ибо: остался лишь «небесный Иерусалим», кочующий с евреями по изгнаниям, и потому плодятся вослед «римы»: Второй Рим — Константинополь, «Москва — Третий Рим и четвёртому не бывать»… Сегодняшний Рим — власть финансовых патрициев и комедийной говорильни ООН, которой «поручено организовать социальный порядок». Находится сей «Рим» везде, особенно в Нью-Йорке.

Отчего же тогда «четвёртый Рим» — то есть Американская империя, пусть ненадёжно, но поддерживает Иерусалим? А потому, что видит его Кесарией. Оправданием дружбы звучит: «единственная демократия на Ближнем Востоке», «западные ценности» — но отнюдь не «оттуда пришёл Закон для человечества», «Тора — основа нашего мировоззрения». (И практики: помощь бедным, выходной день, обязательства государства перед гражданами…)

Папы «жалеют» палестинцев, Константинополь, ставший Стамбулом, вопит устами султана о «злодействе Иерусалима» (народ обижается, требует действий, вот Эдроган и раскричался взамен реального вмешательства, такое порет!). Москва… мда, вспомним хоть «советско-израильские войны» или где гостили хамасовские бонзы в сентябре. ООН — там только что свастику не вывешивают.

Да, на основании чего действует МУС (особенно против Израиля, хотя тот и не входит в его юрисдикцию)? «Римский статус». Ну-ка, поговорочки о Риме? «Все дороги ведут в Рим» (жаловаться на Иерусалим) и «гуси спасли Рим». А что гуси говорят? «Га-га, га-га, Гаага!»

Сегодняшние израильские власти — скорее Кесария: нет Храма, пророчества, Сангедрина, царя, носящего постоянно с собой свиток Торы потомка Давида… Но сама роль евреев, носителей духа Иерусалима, римских гусей раздражает. От демагогического гогота вянут уши и души.

Есть выход? Да. Каждая заповедь — кирпич в здание небесного Храма, а постижение Его Закона и работа над своими «мидот», духовными качествами — огоньки в огонь его жертвенника. Можно пытаться кое-как прокрутиться по уставам Рима, но ни о какой справедливости отношения речи не идёт, ибо это — противник. Его дело — земная власть, а не истина. Не — Тора жизни. Не — идущая по вечным лекалам человеческая жизнь.

Задача же евреев (и праведных людей иных народов) — «создать Всевышнему жилище в нижнем мире», построить маленькие, земные алтари — правды, любви, самоотдачи… Чтобы на них мог опуститься с небес главный, Б-жественный огонь.

Поменьше отвлекайтесь, братья, на обиды и несправедливости, не обращайте внимания на клевету. Нам — делать своё дело. Часть которого — не стоять безразлично над кровью ближнего и любить его как самого себя.

Удачи нам, иерусалимцам! Утверждает псалом: «скажут народы: этот человек родился там, в Иерусалиме».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *