МАЛЫЙ ВЗРЫВ (LITTLE BANG)

В настоящий момент наука не в состоянии предложить ни одной убедительной модели самозарождения жизни, вероятность которой заметно отличалась бы от нуля.

Как функционирует живой организм, современная биохимия изучила досконально; в вопросе, как эволюционируют живые существа, по мнению ученых, они тоже разобрались, однако появление первого организма остается  для науки такой же неразрешимой загадкой, как и Большой взрыв.

Играя с законами гравитации, ученые, правда, показывают, что Взрыву все же могло нечто предшествовать. Однако соответствующую механику предложить затрудняются, и полагаются на случайность. Но это лишь дополнительным образом сближает необычность двух этих «природных явлений»: возникновения Вселенной и возникновения Жизни.

Как Big Bang, положивший начало причинно-следственному ряду, сам в этом ряду отсутствует, также из него выпадает и возникновение жизни.

Наука установила, что у всего живого имеется общий гипотетический предок  LUCA (last universal common ancestor) — безъядерный одноклеточный организм, образовавшийся не позже 3.8, а по некоторым расчетам, даже 4.5 миллиардов лет назад . Если последняя оценка верна, то первый живой организм возник сразу же после того, как планета достаточно остыла, чтобы биохимические процессы оказались возможны (земля сконденсировалась из газопылевого облака, возникшего после образования Солнца, 4.540 млрд  лет назад).

В любом случае, закономерно складывается впечатление, что LUCA появился не в ходе естественной «химической эволюции», а в результате сверхъестевенного творческого акта! Назовем его — Little Bang — малый (биологический) взрыв.

Между тем помимо этого математического аргумента, в пользу сотворенности жизни говорит также и аргумент смысловой, а именно тот факт, что в основе жизни лежит информатика, лежит нечто подобное чтению осмысленного текста.

Действительно, в ХХ веке наука установила, что органическая жизнь поддерживается кодами, что одни органические молекулы (ДНК) являются текстами, которые прочитываются другими органическими молекулами (РНК), производящими при этом третьи – белковые молекулы.

Сам этот механизм, подразумевающий смыслополагание, указывает на Автора, на Творца.

Никита Шкловский-Корди в этой связи замечает: «Если наука признает правильность собственного термина «код ДНК», она может сделать следующий шаг и согласиться, что «код» не существует без кодирующего\считывающего устройства. Значит, все гипотезы о «случайном» возникновении кода должны включать одновременное возникновение кодирующего-декодирующего устройства и текста. Сейчас никому не приходит в голову сказать, что система ДНК-РНК-белок возникла случайно.

Гуляющая без всякого научного определения “случайность”, поставленная на место демиурга, делает из науки дериват религии самого низкого пошиба. 

Я предлагаю радикальное, но очень простое решение: наука признает, что происхождение жизни для нее представляет пока неразрешимую задачу, а единственным известным источником  новых текстов — в человеческом языке — является человек: буквы расставляются в определенном порядке в соответствии со смыслом, который автор, владеющий языковой системой, хочет записать. Заявление о изоморфизме генетического и естественного языков, сделанное великим структуралистом Романом Якобсоном, позволяет развивать эти аналогии и вести взаимообогащающее изучение генетики и лингвистики — образец, который должен вдохновить взаимодействие науки и религии».

Итак, Шкловский-Корди сопоставляет литературу и биологию через понятие языковая система. Триада: Текст – человек – смысл параллельна триаде: ДНК – клетка – белок.

Подобно тому, как человек читающий книгу, читающий текст, постигает скрываемые в ней идеи, так клетка, читая текст ДНК, синтезирует белки, несущие четкие осмысленные биологические функции.

Подобно тому, как в поэтическом произведении все слова подчинены единому строю, единому сплетению созвучий и смыслов, так же в животном организме все ферменты и функции гармонично притерты друг к другу.

И все же эта аналогия не полная. Между кодировкой людских текстов и кодировкой биологических систем имеется одно отличие, которое, вроде бы, препятствует провозглашению их полного «изоморфизма». 

Созданный человеком текст описывает предметы с помощью знаков, не имеющих с самими этими предметами никакой причинно-следственной связи.

Если иероглиф еще может иметь какое-то отдаленное отношение к облику обозначаемого им объекта, то буквы такой связи полностью лишены. Обозначения условны, связь между знаками и предметами произвольно устанавливает человек.

Любой предмет может быть обозначен любым словом (у русских, например, слово «урод» означает безобразие, у поляков — красоту). При этом само слово может быть записано с помощью букв любого алфавита. Шифр заведомо произволен, он предполагает Шифровальщика. Наличие текста подразумевает его Автора.

Между тем,  шифровка, лежащая в основе органической жизни, лишена этой произвольности. Код жизни однозначен и един для всех существ земли, так как подчиняется внутренней химической необходимости.

Соответствие аминокислоты какому-либо нуклеотидному триплету  из четырех азотистых оснований (аденина, тимина, гуанина и цитозина) диктуется их молекулярными особенностями.

Так, если аминокислота Серин кодируется в цепи ДНК триплетом – Аденин-Глутамин-Цитозин,  то ее нельзя произвольно обозначить триплетом Аденин-Аденин-Аденин, которым кодируется аминокислота Лизин.

Если где-либо во Вселенной Всевышний создал жизнь на той же биохимической основе, что и на земле, то код ДНК  там будет таким же.

Другими словами, если в отношении человеческих текстов наличие Кодировщика бесспорно, то в отношении генетического кода такая однозначность отсутствует. Убежденный сциентист имеет полное право продолжать поиски моделей, обосновывающих случайное происхождение жизни.

И все же, по крайней мере, в одном случае «изоморфизм генетического и естественного языков», о котором говорит Шкловский, наличествует. Впрочем, язык этот сверхъестественный —  Святой язык.

Действительно, святой язык, язык творения, покоится на внутренней связанности знаков, предметов и их смыслов.

Так, каббалистическая книга Сефер Йецира сообщает, что мир творился десятью числами и двадцатью двумя буквами: «Бог начертал их, вытесал их, соединил их, взвесил их, поменял местами и посредством их создал все творения и все, чему назначено быть сотворенным».

Книга Зоар описывает аудиенцию каждой из 22 букв, которую давал им Всевышний, прежде чем присвоить то или иное место в алфавите, а вместе с ним и — числовое значение.

Поскольку цифры в святом языке обозначаются самими буквами, а не дополнительными иероглифами, то каждое слово, каждая фраза имеют числовое выражение – гематрию, которая рассматривается как дополнительный ключ к постижению смыслов Торы.

Итак, согласно каббале, смыслы слов возникают из самого сочетания составляющих их букв. Так немалое внимание комментаторы  уделяется смыслу союза «эт», состоящего из двух букв: алеф, т.е. первой буквы алфавита, и тав — т.е. последней буквы. Слово «эмет» (истина) в этом отношении выглядит еще более изящно, ибо между первой и последней буквой алфавита в этом слове оказывается буква «мэм», расположенная в его середине. Таким образом слово “Истина” как бы объемлет весь алфавит, как бы вырастает из его имманентной логики.

Согласно каббалистической экзегетике, новые смыслы рождаются в результате прибавления или отнятия букв. Так, если от слова Адам отщепить букву алеф (символизирующую Единого), то останется «дам» (кровь). Если отщепить эту же букву от слова «эмет» (истина), то получится «мет» (мертвенность).

Но, пожалуй, самое существенное, что смыслы в конечном счете восходят к каждой отдельной букве, к ее очертаниям, к ее иероглифическим особенностям.

Так обращается внимание, что буква  א«алеф», числовое значение которой — единица, составлена из буквы  ו«вав» (6) и двух букв  י«йуд» (10), что соответствует гематрии четырехбуквенного имени (26). 

Буква  ב«бет» — закрыта сверху, снизу и справа, и открыта слева. Таким образом, начинающаяся с этой буквы Тора, открыта настоящему и будущему, но умалчивает о «мистике» — о том, что было до сотворения мира, о том, что за его пределами снизу, и о том, что за его пределами сверху.

Буква  ה«hэй» настежь открыта снизу, но чуть приоткрыта сверху. Никто не сказал об этой букве (не упоминая ее) лучше, чем Йешуа Ганоцри:  «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

В свою очередь буква  ח«хет» открыта только снизу, в связи с чем отмечается, что она звучит также, как и слово «грех» («не читай  חת, а читай  חטא»).

Итак, как мы видим, принцип кодировки Предвечной Торы и принцип кодировки ДНК вполне изоморфны.

Более того, изоморфными оказываются даже и сами алфавиты Торы и Жизни! В самом деле, если согласно книге Йецира, «мир творился десятью числами и двадцатью двумя буквами», то согласно науке, жизнь обеспечивается пятью нуклеотидами и двадцатью двумя аминокслотами (из сотен известных химикам).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *