Первая заповедь, данная еврейскому народу, сформулирована в словах Торы: «И сказал Всевышний Моисею и Аарону в земле Египетской: месяц этот для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израиля так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство» (Шмот, 12:1 — 3).
Заповедь о «первом месяце» дана Всевышним всему еврейскому народу. И тут возникает вопрос: почему именно эта заповедь оглашена прежде других? Ведь мы получили 613 заповедей, и на месте этой могла быть любая другая. Почему заповедь о «первом месяце» прозвучала именно в Египте? Разве евреи не могли подождать с этим до получения всего «списка» заповедей на горе Синай?
Прежде всего отметим, что эта заповедь устанавливает еврейский календарь — для того, чтобы «взять по ягненку» в десятый день месяца, нужно знать «точку отсчета»; чтобы отметить праздник в ночь 14-го нисана, надо знать, когда это будет.
Евреи в Египте были рабами, — разъясняет рав Хаим Соловейчик (один из крупнейших раввинов конца XIX — начала XX вв.), — и у них не было ясного представления о времени. Чтобы они могли почувствовать себя свободными, им надо было вернуть чувство времени. Поэтому заповедь и была дана им в период Исхода из Египта…
Есть древнее изречение: «Легче вывести евреев из изгнания, чем изгнание из их душ». В Египте Всевышний преподал замечательный урок «искусства освобождения». Почему наша недельная глава начинается с заповеди о времени? Еврей должен был овладеть временем, научиться подниматься над рамками времени: любые проблемы настоящего не покажутся ему неразрешимыми, если на них можно посмотреть с позиций вечности. Что такое, к примеру, ночь: время суток, когда нами овладевают страхи, или момент перед рассветом?
Рав Ари Канн,
еvrеy.com