ЕДИНСТВЕННАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ («Ваэтханан»)

В недельной главе «Ваэтханан» сказано: «А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им, которыми наделил («нахаль») Господь, Бог твой, все народы под небом. А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта, дабы вы были народом Его удела («ам нахала»)» (Дварим 4:19-20).
В этих словах Торы невольно просматривается общая концепция иудаизма, следующим образом сформулированная в Мехилте де р.Ишмаэля: «Я Бог всех обитателей мира, и все же связал Мое имя только с Израилем».
Иудаизм нередко определяется профессорами как «национальная» религия, в противоположность двум его дочерним «мировым» религиям – христианству и исламу.
Однако, предлагая себя всему миру, две эти религии предлагают себя в ультимативной, «джихадистской» форме. Они унифицируют человечество.
В действительности же, только иудаизм является мировой религией. Предлагая свой эксклюзивный культ в качестве дополнительного всем прочим (ненасильственным) национальным культам, иудаизм открывает возможность инклюзии этих культов в самого себя как в единую религию Единого Бога.

Смысл этот, однако, не лежит на поверхности. Поначалу кажется, что и иудаизм присоединяется к общему хору мировых «джихадистских» религий, припевающих: кто не с нами, тот против нас!
Действительно, слова «наделил» (народы) Раши поясняет так: «Он не воспрепятствовал им ошибочно следовать за ними, но дал им впасть в заблуждение, чтобы вытеснить их из мира».
Как мы видим, комментатор сводит на нет возможное понимание этих слов, как легитимацию язычества (одному уделено — одно, другим – другое).
И то верно, согласно традиции, запрет на идолослужение распространяется на все человечество, а не только на Израиль. Так Рамбам в «Гилхот малахим» (9:2) пишет, что сыновьям Ноаха в такой же мере запрещено служить «другим богам», как и евреям. И те и другие, по его мнению, подлежат за это нарушение смертной казни.
И все же, заключение это неоднозначно. Тот же Рамбам, рассматривая в следующей главе (10:1) вопрос ответственности сынов Ноаха за преступления, совершенные по ошибке, пишет: “Сын Ноаха, ошибочно нарушивший одну из семи заповедей, признается невиновным… Имеется в виду, что он нарушил невольно. Например, человек овладел замужней женщиной, не зная того, что она замужем. Однако если он знал, что она замужем, но не знал, что тем самым она ему запрещена, и он решил, что это позволительно вступать в интимные отношения с замужними женщинами, то он наказывается”, то же Рамбам отмечает и в отношении убийства. Убийц казнят даже в том случае, когда они считают убийство легитимным. Однако идолослужение в качестве заслуживающей наказания теологической ошибки Рамбам не называет.
Это умолчание объясняется тем, что в действительности эта ошибка извинительна.
Таким образом слова «Увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, которыми наделил («нахаль») Господь, Бог твой, все народы под небом» вполне можно понимать как (делаемое задним числом, «бедиавад») подтверждение определенной легитимации язычества в отношении народов.
Как бы то ни было, на другой год после исхода (во время Суккота) евреи стали приносить в жертву 70 быков за 70 народов земли (Бемидбар 29.12–32), народов, которые находились в нативном языческом состоянии.
И так продолжалось до самого разрушения Храма, как сказано: «народы мира не знают, сколь многого они лишились с разрушением Иерусалимского Храма, ибо в те времена, когда Храм стоял, их грехи очищались, а теперь кто очистит их?» (Суккот 55а)
Более того, царь Шломо призывал «чужеземцев» приходить в Иерусалимский Храм (1 Мелахим 8.41–43), причем для того, чтобы тот мог принести жертву еврейскому Богу, от него не требовалось отказываться от своих идолов.
Жертвы приносили даже те, кто воображали богами самих себя – римские императоры. Гемара сообщает, что причиной Иудейской войны послужил отказ принять жертву кесаря, однако вызван этот отказ был вовсе не тем, что кесарь заблуждался (воображая себя божеством), а тем, что роговица жертвенного животного оказалась повреждена.
Рабейну Бехайе (в комментарии на главу «Ваелех») утверждает, что нигде в ТАНАХе пророки не требуют от народов отказаться от служения идолам.
Эта двойственность в отношении к идолослужению просматривается уже в самих словах: «Да не будет у тебя богов иных». «У тебя» — да, но «у них» — у народов, все не так однозначно. Обращаясь к «иным богам», народы в конечном счете адресуются Ему. По мнению рава Шерки, именно это утверждается в книге пророка Малахи: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Господь Цваот» (1:11).
Действительно, учитывая, что в те времена народы не ведали Бога Израиля, понять эти слова естественно в том смысле, что служение идолам являлось их способом служения Творцу.
С полной ясностью это формулирует Рамбам в «Путеводителе заблудших» (гл. 36): «Всякий, кто совершал служение идолу, не служит ему так, как будто нет другого божества, кроме него, и никогда не воображал ни единый из людей прошлого и не будет воображать кто-либо в грядущем, будто форма, сделанная из литого металла, из камня и дерева, и есть та форма, которая сотворила небо и землю и которая правит ими, в действительности же ей поклоняются как символу сущности, посредничающей между нами и Богом, о чем ясно говорит речение: «Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это» (Иер 10.7). Здесь указывается на то, что, по мнению язычников, Бог является первопричиной».

Существуют совершенно неприемлемые для Всевышнего культуры и культы, носителей которых Он полностью истребил, как сказано: «Сотри память об Амалеке» (Двар 25:17-19), или «совершенно истреби их: Хетийца и Эморийца, и Кенаанея, и Перизея, и Хиввийца, и Йевусея, как повелел тебе Господь, Бог твой. Дабы они не научили вас делать подобное всем мерзостям их, какие они делали для божеств своих» (Дварим 20:17).
Но это как раз те культы, которые сопровождались промискуитетом и человеческими жертвоприношениями, т.е. такими деяниями, которые и без того караются смертью.
Но если преступный элемент в языческом культе отсутствует, то отношение Торы к нему снисходительное.
В этом отношении характерна история о покаянии языческого города Ниневии, рассказанная в книге Йоны. «И было слово Господне к Йоне, сыну Амиттая, такое: Встань, иди в Ниневию, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня». (1:1-2).
В чем же состояло «злодейство» ниневитян? Отнюдь не в идолослужении, которому в равной мере предавались также и жители всех прочих вавилонских городов. «Злодейство», вызвавшее гнев Всевышнего, заключалось в разбое. Так, Радак пишет: «Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Так было в поколении потопа, и в отношении жителей Содома, ибо наполнилась земля насилием. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля».
Признав Бога Израиля, ниневитяне вовсе не отказались от идолов, но в то же время были прощены.

Наконец, даже по самому крайнему мнению, инородец вправе служить иным богам под страхом смерти, о чем свидетельствует история об Элише, исцелившем арамейского вельможу Наамана: «И спустился он, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия, и вернулась к нему (чистота) тела его, и (стало оно) как тело малого ребенка, и он очистился. И возвратился он к человеку Божию, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Бога на всей земле, а только у Израиля… Но вот в чем пусть простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой (царь) в дом Риммона для служения там и обопрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона пусть простит Господь раба твоего в этом случае. И сказал он ему: иди с миром» ( II Малахим 5:14-19).
Но если нееврей не обязан «освящать Имя», не обязан гибнуть во имя Торы Израиля, то значит, он может и жить в соответствии обычаями своей страны, никак не восставая против них. Именно таково заключение Талмуда.
Рав Давид Галеви в книге «Осе леха рав» пишет: «к тому древнему исконному идолослужению, которое практиковали законченные язычники, в Талмуде имеются первые признаки умеренного отношения. Мы учили: «Идоложертвенное расценивается как падаль и оскверняет» (Хулин 13). Тем не менее, Гемара делает различие и в этом случае. Она различает между фанатичным язычеством, к жертвоприношениям которого недопустимо приближаться, и идолослужением рутинным, о котором сказал рабби Йоханан, что вне Эрец Исраэль имеются инородцы, которые практикуют язычество как обычай своих отцов… По моему мнению, во времена Талмуда даже настоящих служителей звезд и созвездий считали лишь придерживающимися обычаев».
Итак, строящееся на избрании Израиля еврейское единобожие предполагает наличие определенной истины также и в культурах и религиях народов мира. «Я привожу в свидетели небо и землю, что на Израиле и язычнике, на мужчине и женщине, на рабе и на рабыне, на всех них в соответствии с их делами почиет Святой дух», утверждается в мидраше «Танада вэ Элиягу» (9); а в Зоаре сказано: «не существует идолослужения, в котором бы не скрывалось искр святости».
Это, конечно, не «идеал», не последнее слово иудаизма, все «чужие служения» ожидают того или иного рода исправления («тикун»). Но до той поры, пока не «наполнится земля знанием Господа, как полно море водами» (Йешайя 11:9), все не связанные с убийством и блудом культы имеют свой смысл.
Иудаизм и его Храмовый культ, отправляемый в единственном месте на планете, осуществляет инклюзию всего множества человеческих культов и культур, представляет собой единственную в своем роде мировую религию.
Полное же исправление наступит, по-видимому, тогда, когда религии и народы перестанут презирать «Ветхий завет» и усмотрят корень человеческого единства в служении Израиля.

Исключительное положение иудаизма во всеобщем диалоге культов и культур подробно рассматривается в моей книге «там и всегда»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора