Считая государство Израиль «ростком нашего избавления», «вязанные кипы» одновременно всегда ожидали его гибели — гибели Машиаха Бен-Йосефа.
Руки прочь от БАГАЦа!
В ту пору пока правительство подготавливало к слушанию законопроект судебной реформы, в окружении президента Герцога велись переговоры об ее альтернативном компромиссном варианте.
В правящей коалиции к этим переговорам относились с оптимизмом, и соответствующий документ, предложенный 7 марта, был признан в окружении Левина основой реальных соглашений.
Но 9 марта вместо готовящегося документа Герцог неожиданно представил собственный «компромисс», перечеркивающий все достигнутые договоренности.
В зачитанном президентом тексте все без труда узнали стиль БАГАЦа. Ниточка тянулась к главе верховного суда – Эстер Хают, а от нее к ушедшему от дел архитектору судебной диктатуры – Аарону Бараку.
Тем временем протесты против реформы приобретали все более буйный характер, а высшие чины армии, спецслужб и полиции не только салютовали перекрывающим дороги анархистам, но дали ясно понять, что в случае фронтального столкновения правительства с БАГАЦем, они примут сторону последнего.
Перепуганный Симха Ротман предложил 19 марта «смягченный» вариант реформы, а 25 марта еще более перепуганный Йоав Галант и вовсе потребовал снять ее с повестки дня. 27 марта страну разбил паралич всеобщей забастовки, и Нетаниягу объявил о замораживании законопроекта до окончания весенних праздников.
«Светский, левый Израиль – писал в этой связи Эдуард Бормашенко, — показал всем, кто в доме хозяин. Правое движение разгромлено. Ровно ничего бы не изменилось, если бы правые собрали на этих выборах девяноста парламентских кресел, ровно ничего. Реально страной управляет военно-полицейско-судейская хунта, опирающаяся на американскую администрацию. Оттащить ее от власти можно с той же вероятностью, с какой удастся оттащить чекистскую хунту от российской кормушки. Так что же нам делать? Кому нам? Вязаным кипам. Как мне кажется прекратить пришепетывать о том, что государство Израиль – «росток нашего избавления». Это неправда. Это весьма недурное, развитое государство создано светскими людьми для светских людей. Нас здесь все равно не полюбят.
Так что же нам делать? Жить. И признать правду, это государство отнюдь не худшее в мире, я видел значительно худшие. И это государство куда как лучше анархии. Поэтому к нему должно относиться с уважением, предлагаемым еврейской традицией. Но без трепета. У него нет религиозного значения».
Все так, однако с одним уточнением: считая государство Израиль «ростком нашего избавления», «вязанные кипы» одновременно всегда ожидали его гибели — гибели Машиаха Бен-Йосефа.
Мессианский сбой
В 1904 году рав Кук отождествил ушедшего из жизни Теодора Герцля, а вскоре и само строящееся сионистами государство — с Машиахом Бен-Йосефом.
Согласно Талмуду, Избавление предполагает разрешение древнего мессианского конфликта между двумя царственными сыновьями Яакова — «кормильцем» Йосефом и «ставшим святынею» Йеудой.
Столкновение это восходит к первой брачной ночи Патриарха, когда тот, ничего не подозревая, телесно соединялся с Леей, а духовно был с Рахелью. В результате этого раздвоения, согласно Зоару, произошло разделение исходно единого Мессианского рода: мессианское призвание расслоилось на преимущественно материальное (Машиах бен Йосеф), и преимущественно духовное (Машиах бен Давид).
По этой именно линии произошел раскол древнего еврейского государства на два царства – Йеуда и Израиль. На севере правили потомки Йосефа, на юге — Йеуды. Однако и пророки, и мудрецы Талмуда учили о грядущем содружестве двух Машиахов.
Задолго до рава Кука идея того, что избавление начнется с материальных успехов Машиаха бен Йосефа, и завершится духовной победой Машиаха бен Давида, высказывалась Аризалем, Магаралем и Виленским Гаоном. Однако, никто из этих мудрецов никогда не забывал, что «материалист» — Машиах бен Йосеф… будет убит.
С чем связано это утверждение?
У пророка Захарии сказано: «И воззрят на меня, которого пронзили, и будут рыдать о нем, как рыдают о единородном сыне …».
Эти слова Талмуд относит к Машиаху бен Йосефу, который будет убит, но воскрешен Машиахом бен Давидом, как сказано: «Увидел (Машиах бен Давид), что Машиах бен Йосеф убит, и сказал: «Владыка мира! Я не прошу у Тебя ничего, кроме жизни». «Жизни? Еще прежде чем ты произнес это, пророчествовал о тебе Давид, предок твой, как сказано: Просил у Тебя жизни – Ты дал ему» (Теиллим 20:5).
В соответствии с этой Гемарой, рав Кук учил, что светскому сионистскому государству предстоит погибнуть.
В своей книге «Орот Исраэль» (6.6) он пишет: «В Машиахе Бен-Йосефе открывается национальная основа Израиля. Однако конечная цель – это не самоизоляция, но желание объединить всех приходящих в мир в одну семью, чтобы все «призывали имя Господа»… И когда национальное будет приведено к универсальному, одновременно произойдет также некое разрушение укоренившегося ограниченного понимания национального. И поэтому в будущем Машиах Бен-Йосеф будет убит, и царством истинным и осуществившимся будет Машиах Бен-Давид».
Прогноз оказался в целом верным, за исключением некоторых деталей. Во времена рава Кука, по-видимому, невозможно было представить, чтобы сионисты отказались от своих узконациональных задач в пользу общечеловеческих. Но как мы видим, эмпирический Машиах бен Йосеф сбился с пути не в дебрях национализма, а в противоположном направлении — в пущах глобализма!
В статье «Под пятой достоинства и свободы» я подробно описал историю совершенного Бараком государственного переворота, историю того, как он «пронзил» Бен Йосефа, и не стану здесь повторяться. Однако углубиться в смысл религиозной миссии нашего героя совсем не излишне. Поразительно, но об этом фигуранте еврейской истории иудаизм предостерегал за тысячелетия!
В «Эмунот ве-деот» Саадия Гаон приводит основывающуюся на пророках агаду, согласно которой сначала из галута явится Машиах бен Йосеф, который завоюет Иерусалим. Но против него выступит царь Армилус, который его убъет и покорит священный город. Только после тех бедствий явится Машиах бен Давид, который одержит окончательную победу.
Армилус – инородец, но у него имеется также и еврейское измерение, еврейский лик.
В книге «Коль а-Тор» рава Гилеля Ривлина, со ссылкой на Виленского Гаона сказано, что Армилус — это «сар эрев рав», что по смыслу соответствует лидеру левой израильской элиты.
«Армилус, — читаем мы в «Коль а-Тор», — князь эрев рав — может разрушить Израиль и весь мир. Главное стремление эрев рав — это спарить Эсава с Ишмаэлем и разделить между Машиахами. В этом суть его призвания и его войны. Эрев рав — самый великий наш ненавистник, действующий посредством мошенничества».
Мошенничество — это ровно то, в чем преуспел Барак. С помощью интриг и манипуляций он отсек «единственную демократию на Ближнем Востоке» от ее национального корня и подчинил страну леворадикальной судебной диктатуре.
Национальный и религиозный дух Израиля оказались подменены у израильской элиты «прогрессивными» взглядами, представляющими собой набор постмодернистских догм, деформированных классическим шведский синдромом (БАГАЦ ревностно защищает права арабских террористов, но тяготится исками их еврейских жертв).
Как бы то ни было, констатируемая в наши дни кончина Машиаха Бен-Йосефа не явилась сюрпризом для «вязанных кип».
Исторический выбор
Чего же нам следует ожидать?
Возможно, правительство окончательно отдернет руки от БАГАЦа, и состояние общества надолго законсервируется в том виде, в котором оно оказалось сегодня. В этой ситуации рекомендации Бормашенко верны: даже ожидая воскресения еврейского государства, к его трупу следует относиться без религиозного трепета.
Но, возможно, правительство все же продолжит реформы. В этом случае принятые Кнессетом законы скорее всего будут отвергнуты Верховным судом. В ответ правительство должно будет провести референдум. Если же и после него Барак будет продолжать твердить: «демократия – это я», возникнет момент истины, из которой начнет строиться государственность Машиаха бен Давида, разумеется, не предполагающая никакого «религиозного диктата».
Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, но здесь невозможно не отметить одной тонкости: сторонник «государства галахи» рав Кахане, парадоксальным образом завоевал умы не столько религиозных, сколько светских масс, заставив последних поверить, что религия представляет для них прямую угрозу. Именно тель-авивские либералы, а не иерусалимские ортодоксы, всерьез прониклись каханистской идеей несовместимости галахи и демократии («Еврей должен сделать выбор: на одной чаше весов находится иудаизм, а на другой – западная либеральная культура. Одно представляет духовную жизнь, другое – смерть; одно – истина, другое – обман и заблуждение; одно – благословение, другое – проклятие»).
«Профессора» всерьез уверовали в антагонизм между Торой и Правом. Что же касается «раввинов», то они, как раз, высоко ценят блага демократии, и прекрасно увязывают ее с галахой. С точки зрения Торы, Права человека также хороши, как и Ее собственные Законы, как сказано: «И вот, хорошо весьма» — это Царство Небесное (Царство Израиля). «И вот, хорошо весьма» — это Царство Рима. Ибо Царство Рима хорошо весьма, потому что отстаивает права творений» (Берешит Раба (9:13).
Итак, согласно вере «вязаных кип», Израиль ждут не только застой, или катаклизмы, но также и последующее возрождение.
Впрочем, возможен и иной, более мягкий сценарий.
Действительно, предрекаемая Талмудом смерть Йосефа отрицается некоторыми комментаторами. Согласно каббалистической концепции, Машиах бен Йосеф будет лишь выглядеть мертвым, как выглядел мертвым в глазах своего отца Йосеф. Он выглядел мертвым, однако оказался живым. Также и его помазанник – сын.
Сегодня решается, умрет ли Машиах Бен Йосеф и вся власть – вплоть до его воскресения — отойдет смерти, или наш больной выйдет из комы, что ознаменуется достижением компромисса, в рамках которого народ все же получит возможность участвовать в назначении судий.
Действительно, сразу после объявления о замораживании реформы в президентских кулуарах вновь стали собираться представители коалиции и оппозиции для обсуждения возможности «компромисса».
Внешне эти закулисные прения выглядят заведомо провальными. Ведь в конечном счете границу договоренностей устанавливают не переговаривающиеся стороны, а все тот же Тараканище, все тот же Аарон Барак, который только что на наших глазах опрокинул шахматную доску, и продолжает призывать к протесту против реформы.
Тем не менее, многие политики с обеих сторон выражают оптимизм, а опросы показывают, что 85% израильтян желают, чтобы широкое соглашение по вопросу о назначении судей было достигнуто.
По-видимому, в настоящий момент стороны прощупывают силы друг друга и выясняют для себя, какой вариант — талмудический или каббалистический — выберет История. Самое время продолжать молиться за «росток нашего избавления», читать в день Независимости Галель, а на другой день вечером в количестве миллион собраться у Кнессета.