Французская гвиана

Первые еврейские поселенцы из Франции появились тут в 1604 году. Спустя несколько лет нынешняя территория Французской Гвианы была захвачена голландцами. Поэтому часть евреев с островов Нидерландской Вест-Индии (по просьбе голландских властей) переселились сюда ради работы и бизнеса в фермерском и торговом деле по приглашению новых властей. 20 июля 1600 г. более 150 сефардских евреев прибыли в Кайенну из Италии. 12 сентября 1659 г. в эти края пришла бригантина с группой португальских евреев, изгнанных португальцами из Бразилии. Они организовали новое поселение Ремир.

Евреи построили жилища и крепость для защиты от пиратов, основали плантации сахарного тростника и промышленное производство сахара. Они же наладили производство индиго. Евреи первыми из белых поселенцев установили отношения с индейцами и таким образом обеспечили безопасность со стороны джунглей.

И, конечно же, евреи устроили быт и религиозную жизнь общины, базирующейся на еврейских традициях. К началу 1664 г. численность евреев в Кайенне выросла до 450 человек.

26 февраля 1664 года пять французских военных кораблей обстреляли Кайенну и высадили десант. Силы были неравными, и голландцы покинули город без боя. Еще через три года Кайенну разорили англичане, после чего евреи перебрались в соседний Суринам.

В конце XVII века в Кайенне оставалось всего несколько еврейских семей, которые постепенно растворились среди остальных жителей.

Чтобы понять, в каких условиях вынуждены были жить еврейские поселенцы во Французской Гвиане, и почему эта часть Южной Америки стала «домом» каторжников, обратимся к монографии Н. С. Таганцева «Уголовное право». Часть 2, стр. 240. СПб, 1902. Обратите внимание, евреи появились во Французской Гвиане на два века ранее, чем появилось ее описание Таганцевым. Естественно, природные условия существования еврейских поселенцев тогда были ничуть не легче.

«… После Версальского мира 1763 г., лишившего Францию Канады, министр Шуазель получил для себя и своей семьи обширные владения во Французской Гвиане между реками Courou и Maroni и энергично принялся добывать рабочие руки. Частью принудительно (бродяги, нищие), а частью обещанием всех возможных выгод было направлено от 13 до 14 тысяч переселенцев, преимущественно из Эльзаса и Лотарингии, которые и высадились на островах архипелага «Спасения», против устья Куру…

Неудачными оказались климатические условия: страшные эпидемии лихорадки и дизентерии уносили ежегодно сотни жертв, особенно среди вновь прибывающих, и создали Гвиане страшную репутацию колонии смерти. Бежать в тропическую сельву и выжить там было невозможно. Множество ягуаров на суше и кайманов в воде быстро истребляли попавших в тропический лес. Но всего опаснее из врагов этого рода змеи всех сортов и родов, и притом по большей части ядовитые. Они проникают повсюду, их можно одинаково встретить и в лесу, и в поле, и в жилье, и даже в одежде. За ними идут более мелкие, но не менее сильные враги — это насекомые разного рода. Одни лишь комары делают совершенно необитаемыми некоторые местности; за ними идут скорпионы, пауки, муравьи и т. д. Но всего гибельнее для колонизации оказался климат. В период тропических дождей страшная сырость, масса разлагающихся органических веществ распространяют повсюду миазмы, порождающие, в свою очередь, лихорадки и дизентерии, а позднее, с 1850 г., к этому присоединился еще страшный бич тропических стран — желтая лихорадка, унесшая массы жертв.

Результаты эмиграции были поистине ужасны: непривычный климат и лихорадки начали страшные опустошения. В два года умерли до 13 тысяч, и в 1765 г. воротились во Францию всего 918 человек, больных и изможденных.

Такими же последствиями сопровождалась и административно-судебная ссылка эпохи революции…. умирали поочередно и роялисты, и якобинцы, умирали не десятками, а сотнями; ничтожный процент возвратился на родину.

За нарушения дисциплины и порядка виновные отвечали перед начальником заведения, а в важнейших случаях — перед военным советом колонии; обыкновенными дисциплинарными наказаниями были наложение оков или телесные наказания».

Евреи были свободными поселенцами во Французской Гвиане, но суровые климатические условия делали их жизнь необычайно тяжелой. Такова была цена свободной жизни вне антисемитских условий в Европе. Следы от пребывания евреев во Французской Гвиане в XVII веке остались лишь на пожелтевшей бумаге в архивах Франции и Голландии.

В это гиблое для жизни место на один из островов архипелага Спасения, вблизи устья реки Марони, на севере Французской Гвианы, точнее, в тюрьму на острове Дьявольский, поместили «государственного преступника» Альфреда Дрейфуса.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора