Жизнь и судьба фотографа Фреда Штайна (1909–1967)

Фото: waralbum.ru

«Впервые я познакомился с Фредом, когда мы оба были беженцами, боровшимися довольно скудными средствами, находившимися в нашем распоряжении, с тоталитарным нацистским режимом. В своё время Штайн был признанным авангардистом, прекрасным фотографом, вдохновляемым поиском справедливости и точностью отображения, столь очевидно передаваемыми его фотографиями. Он воистину был человеком видения, его выбор людей и объектов — неоспоримое доказательство этого» — Вилли Брандт, канцлер Федеративной республики Германии, 1983.

Париж и Нью-Йорк сродни друг другу. Многие художники, писатели, фотографы обрели здесь спасение и кров, скитаясь по трудным дорогам ХХ столетия. Невольно город становился частью их жизни и творчества. Фотограф Фред Штайн — один из тех, чья судьба чем-то напоминает вехи жизни многих других известных его современников: Романа Вишняка, Лизетт Модел, Андре Кертеша, Филиппа Холсмана.

Фред Штайн родился в Дрездене. Его отец, доктор Леопольд Штайн, был ребе в еврейской консервативной общине города. Он умер, когда сыну было шесть лет. Мать Фреда, Ева Волхейм Штайн, преподавала теологию. Она занималась интеллектуальным и художественным воспитанием сына. Фред обучался в хорошей гимназии, дважды, благодаря своим успехам, досрочно переводился в класс следующего уровня, что было редким явлением. Прекрасные дрезденские музеи и страстное чтение довершили его интеллектуальное развитие.

В 16 лет Штайн присоединяется к The Socialist Youth Movement (Социалистическое молодёжное движение) и активно включается в антинацистское движение. Будучи блестящим студентом, Фред за три года заканчивает юридическую школу при Лейпцигском университете (1933). Последующая стажировка в юридическом офисе для подтверждения квалификации и получения права на адвокатскую деятельность была прервана за три недели до окончания по «расовой и политической» причине. Фреда лишили так же, как еврея возможности пользоваться публичной библиотекой для работы над докторской диссертацией. Ему грозил арест. Это было время, когда в январе 1933 года к власти пришёл Гитлер.

Альберт Эйнштейн. Фото: Фред Штайн
Альберт Эйнштейн. Фото: Фред Штайн

В августе 1933 года Штайн женился на Лизелотте Зальцбург, дочери известного еврейского врача. Под предлогом медового месяца Фред с женой уезжает во Францию. В Париже они обосновались в среде таких же беженцев, интеллектуалов и художников. В их квартире, в одной из комнат, жила Герда Таро (Герта Похорилле), еврейская беженка из Лейпцига, подруга Роберта Капы, будущий известный фотограф, трагически погибшая в 1937 году в пригороде Мадрида. В 1935 году Штайн сделал очень тёплую фотографию своих друзей Герды и Роберта в Café du Dome, расположенном неподалёку от их дома, частым посетителем которого был и сам Фред. В эти парижские годы среди многих знакомых Штайна был и Герберт Фрам, один из лидеров немецкого антифашистского движения, он же Вилли Брандт, избранный в 1969 году федеральным канцлером Германии.

Фред Штайн, не находя работу по специальности, начинает профессиально заниматься фотографией. Оставалось лишь иронично отшучиваться: «Дрезден изгнал меня — так я стал фотографом». Оборудовав собственную фотостудию и занявшись съёмкой камерой Leica, полученной в качестве свадебного подарка, он стал одним из первых фотографов, отдавших предпочтение этой лёгкой, удобной в обращении камере. Его первыми объектами съёмок стали известные художники, писатели, политики, многие из которых, как и он, эмигрировали во Францию: немецкий поэт Эрих Арендт, будущий видный немецкий политик Вилли Брандт и другие.

Вместе с тем в эти годы Штайна всё больше привлекают парижские улицы, их колорит. Повседневная жизнь простых парижан становится главной темой его фотографий. Камера лейка давала возможность быстро снимать уличные сцены, сохраняя их непринуждённость и естественность. Штайн стремился выразить поэзию города подобно своим современникам: Анри Картье-Брессону, Илзе Бинг и Андре Кертешу. Это могло быть изображение одинокой фигуры на набережной Сены или абстрактной игры света на булыжном перекрёстке в духе «нового видения». Фотографии 1930-х годов показывают, насколько Штайн был чувствителен к ритмам города.

С 1935 года фотографии Штайна показывались на групповых выставках в легендарной Pleiade Gallery наряду с работами Брессаи, Ман Рэйя, Анри Картье-Брессона, Андре Кертеша.

Однако, удачно начавшаяся фотографическая карьера Фреда Штайна в Париже внезапно прерывается. В 1939 году Германия объявляет войну Франции, и Штейна, как гражданина враждебного государства, интернируют в лагерь вблизи Парижа. Во время оккупации немцами Парижа ему удаётся бежать из лагеря и с неимоверными трудностями добраться до Марселя, где его ждали жена и новорожденная дочь. Через Международный комитет спасения они получают визы. 7 мая 1941 года на одном из последних судов, покинувших Францию, Штайн с семьёй, захватив лишь лейку и негативы, уезжает в Ню-Йорк.

Наступает новый, наиболее плодотворный период творчества фотографа. В Нью-Йорке Фред Штайн становится членом Фото-Лиги, находит здесь поддержку, знакомится со многими фотографами. Он оставался в Лиге до 1951 года, когда она вынуждна была прекратить свою деятельность, попав в «чёрный список» сенатора Джозефа Маккарти.

Как некогда во Франции, в Америке Штайн вновь обращается к портретированию. В Нью-Йорке он фотографирует писателей, художников, политиков и учёных. Увлекательный собеседник, умеющий расположить к себе людей, он быстро подружился со многими из них. Условленная десятиминутная встреча с Альбертом Эйнштейном превратилась в двухчасовую беседу. Эйнштейн так был увлечён разговором, что продолжил его, вопреки напоминанию секретаря, следившего за расписанием учёного. Нечто подобное произошло и во время съёмки архитектора Ле Корбюзье. Затянувшаяся встреча уже закончилась, и, когда Корбюзье надел пальто, фотограф и портретируемый поняли, что хорошо бы сделать ещё один портрет. Так появились ещё четыре фотографии Ле Корбюзье вне дома.

Фред Штайн снял более 1200 портретов выдающихся людей своего времени, среди которых Марк Шагал и Сальвадор Дали, Индира Ганди и Давид Бен-Гурион, Бертольд Брехт и Джон Стейнбек, Марлен Дитрих и многие, многие другие.

Этот мастер сделал ещё один портрет — портрет Нью-Йорка. Его в Нью-Йорке привлекало всё: и современная архитектура, и ночная реклама, и прежде всего люди на улицах. Штайн снимал их и в Гарлеме, и на 5-й авеню. Особенно его привлекали дети: их непосредственность, открытость давали фотографу возможность наиболее полно реализовать свои творческие замыслы. Лучшие из этих фотографий были представлены в книге Штайна «5th Avenue. 100 Photographs by Fred Stein» (1947).

Фото: sun9-53.userapi.com
Фото: sun9-53.userapi.com

Поясняя особенности работы уличного фотографа, Штайн говорил: «Всё, что у тебя есть, — это единственный момент. Подобно охотнику в поисках цели, ты выискиваешь единственную особенность, которая наиболее характерна. Работа состоит в обобщении того, что это за человек согласно твоему пониманию. У художника в этом отношении есть преимущество, поскольку он может работать на протяжении нескольких неторопливых сеансов; у фотографа есть только единственное мгновение и оно кратковременно, как доля секунды».

Фред Штайн снимал ненавязчиво и быстро, выбирая для съёмки наиболее выразительный момент, показывая объект в его естественном освещении. Он не ретушировал и не манипулировал с негативом. При портретировании никогда не использовал реквизит. Его техническое и художественное совершенство портретов блестяще представлено на фотографиях Альберта Эйнштейна, Джорджии О’Кифф.

При жизни Фреда Штайна его фотографии часто публиковались в иллюстрированных журналах, газетах и книгах. Публикации его книг продолжаются и после его смерти. Одной из примечательных книг фотографий Фреда Штайна, включающей снимки разных лет в разных странах стала книга «Mehr Licht» (1968). Она была издана в Мюнхене спустя год после его смерти. Этот альбом был подготовлен женой фотографа Лизелоттой Штайн и его друзьями как память о замечательном фотографе. В качестве названия книги были взяты последние предсмертные слова Гёте: «Больше света».

Отрадно, что творчество Фреда Штайна ценят и помнят в странах, с которыми его свела судьба. В США издана монография «World Celebrities in 90 Photographic Portraits by Fred Stein» (1989); во Франции: «Portraits de Lexil: Paris-New York, Photographies de Fred Stein» (2011); в Германии: «Fred Stein: Dresden-Paris-New York» (2012), «Fred Stein: Paris, New York»(2013), «Fred Stein: Kinder-Children» (2019). В 2013 — 2014 годах в Еврейском музее Берлина состоялась представительная ретроспективная выставка Фреда Штайна: «In An Instant: Photographs by Fred Stein», на которой было показано более 130 фотографий, отгнсящихся к разным периодам творчества фотографа. Фред Штайн был также представлен на исторической выставке: «The Radical Camera: New York’s Photo League, 1936 — 1951», состоявшейся в Еврейском музее Нью-Йорка (2011 — 2012).

Фотографии Фреда Штайна находятся в коллекциях многих музеев, включая Музей современного искусства (Нью-Йорк), Международный центр фотографии (Нью-Йорк), The Musee Carnavalet (Париж), Национальные портретные галереи Вашингтона и Лондона и, конечно, Еврейские музеи Нью-Йорка и Берлина.

Распорядителем архива Фреда Штайна является его сын Питер Штайн. Кого бы Фред Штайн ни фотографировал, бруклинских мальчишек или гениального учёного, «он вкладывал в свои фотографии неподдельное чувство человечности, он смотрел на людей с любовью» (Питер Штайн).

Лев ДОДИН

20a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора