Хренниковский период

Продолжение.

Начало в № 814

Композитор

Вайнберг

В Российской еврейской энциклопедии (Москва, 1994 г.) в статье «Вайнберг Мечислав Самуилович, р. 1919», кроме всего прочего, сообщается: «В 1953 г. арестован по обвинению в национализме, освобожден и реабилитирован после смерти Сталина».

Вайнберг Мечислав (Моисей) родился в Варшаве. Его отец Шмуэль Вайнберг, музыкант-самоучка, скрипач и дирижер еврейского театра в Варшаве, вместе с другими членами семьи погиб в нацистском лагере смерти Травники.

М. Вайнберг окончил Варшавскую консерваторию по классу фортепиано у Ю. Гурчинского. В том же году осенью бежал в СССР, где поступил в Белорусскую консерваторию по классу композиции и окончил ее в 1941 г. В 1943 г. поселился в Москве. Был женат на дочери Соломона Михоэлса.

В 1948 — 53 гг. музыка Вайнберга не исполнялась как «не соответствующая принципам социалистического реализма». В 1953 г. М. С. Вайнберг был арестован и обвинен в еврейском национализме, который якобы проявился в его Первой симфониетте, но после смерти Сталина был освобожден и реабилитирован — благодаря вмешательству и поддержке Д. Д. Шостаковича.

Вайнберг написал много музыкальных произведений, в том числе четыре оперы, балет, двадцать симфоний, семнадцать струнных квартетов, шесть фортепианных сонат, концерты для виолончели, скрипки, флейты, трубы, кларнета, более ста романсов на слова Ш. Петефи, Ю. Тувима, И. Л. Переца, музыку к театральным постановкам и кинофильмам (более 60), в том числе к фильмам «Летят журавли» (1957), «Последний дюйм» (1958) и др. Его творчество формировалось под влиянием музыки Д. Шостаковича. Многие произведения Вайнберга основаны на еврейском музыкальном материале (Соната для скрипки и фортепиано, посвященная С. Михоэлсу, 1943). Ряд произведений посвящен памяти жертв нацизма и написан на тексты еврейских поэтов (кантата «Дневник любви», Шестая симфония).

М. С. Вайнберг был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1971 г., народного артиста РСФСР в 1980 г. В 1990 г. он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Вспоминается, в 2003 г. в Москве проходит очередной фестиваль квартетного искусства, в рамках которого 23 февраля при полупустом зале выступил «Романтик-квартет». Невнимание публики в тот вечер было особенно обидным: наряду с квартетами Моцарта и Шнитке в программе значилось раритетное сочинение — квинтет М. Вайнберга для фортепиано и струнных (партию фортепиано исполнила Наталия Катюкова). Исполнить его молодым музыкантам предложил Берлинский, в свое время игравший этот опус в составе квартета Бородина вместе с автором — замечательным композитором и талантливым пианистом. Их исполнение, записанное на пластинку и переизданное на CD, сейчас найти практически невозможно; тем более уникальной была возможность услышать квинтет Вайнберга вживую, непосредственно накануне 26 февраля — годовщины со дня смерти композитора.

Хотя Вайнберг формально не был учеником Шостаковича, тридцать лет дружбы и активного сотрудничества позволяли ему сказать: «Школа Шостаковича является основой моей творческой работы. Я чувствовал себя счастливым человеком, потому что мог показать свои произведения лучшему композитору двадцатого века. Это была честь, и она подсознательно активизировала сочинительство музыки». Возможно, среди последователей Шостаковича Вайнберг наиболее близок к творческой манере учителя. Мера таланта ученика и острота его художественного восприятия действительности делают сравнение лучших сочинений Вайнберга с шедеврами Шостаковича вполне допустимым. Знавший себе цену Дмитрий Дмитриевич воспринимал младшего коллегу как равного: Вайнбергу многократно доводилось впервые исполнять новые произведения Шостаковича в четыре руки с автором. А на премьере цикла романсов Шостаковича на стихи Блока Вайнберг выступил с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, оказавшись адекватной заменой Святославу Рихтеру.

Вайнбергу посвящен десятый квартет Шостаковича, о чем последний писал: «Вайнберг написал девять квартетов (у меня их было восемь). Я поставил задачу догнать и перегнать Вайнберга, что и сделал».

Квинтет Вайнберга, одно из первых зрелых сочинений двадцатипятилетнего композитора, также появился в короткий промежуток между двумя наиболее драматичными периодами в биографии его автора.

По большому счету, мы почти не знаем музыки Вайнберга. По свидетельству вдовы композитора, О. Ю. Вайнберг, около 70 % его произведений не опубликовано даже в виде нот. Наибольшая заслуга в популяризации его творчества принадлежит английской фирме Olympia, выпустившей 18 дисков с музыкой Вайнберга. Для переиздания на CD были не только отреставрированы старые записи, сделанные на «Мелодии», но и выполнены новые. Многие сочинения Вайнберга были исполнены и записаны впервые. Серия охватила примерно половину симфонического и квартетного наследия Вайнберга, довольно полно представив также его фортепианные и виолончельные сонаты. В продаже периодически бывает замечательный концерт для виолончели с оркестром, вошедший в серию записей Ростроповича Russian years.

Однако вне поля зрения остается музыка, которую мы не знаем и, судя по всему, в России, больной шовинизмом, Вайнберга не спешат слушать.

Жизненный путь композитора трагичен. Его отец попал в Польшу в начале ХХ века, спасаясь от кишиневского погрома. Будущий композитор родился в Варшаве — отсюда польское имя Мечислав. Основной работой Вайнберга-старшего была игра на скрипке в Варшавском еврейском театре, а с 10 лет сын присоединился к отцу — не только как пианист, но и как музыкальный руководитель некоторых спектаклей. В 12 лет Вайнберг поступил в класс фортепиано Варшавской консерватории. Его приглашали продолжить обучение за океаном, но предложение почему-то не было принято, а затем наступил 1939 год.

Родители Вайнберга решили остаться в Варшаве, но детей отправили в Советский Союз. На полпути к цели сестре пришлось вернуться — у нее стоптались башмаки. До белорусской границы Мечислав добрался один. Позднее удалось узнать, что его родных, оставшихся в Польше, немцы сожгли заживо.

Увидев в Вайнберге, в первую очередь еврея, спасавшегося от немцев, советский пограничник записал имя нового гражданина СССР — Моисей. Отсюда путаница с именами — как правило, близкие друзья называли Вайнберга Метек, коллеги — Моисей. В энциклопедиях же обычно фигурируют оба имени.

В 1941 г. Вайнберг оказался в эвакуации в Ташкенте, где работал в местном оперном театре. Там родилась его первая симфония. В 1943 г. удалось послать ее Шостаковичу, который пригласил автора в Москву, куда Вайнберг и переехал в том же году.

О добрых отношениях композиторов свидетельствует тот факт, что в 1947 г. Шостакович в четыре руки с Вайнбергом исполнял в кругу коллег свою Четвертую (запрещенную) симфонию, надеясь вернуть ей легальное существование. Такой возможности не представилось. 1948 год принес новые беды и Шостаковичу, и Вайнбергу. Последний к тому времени был женат на дочери Михоэлса. 13 января 1948 г. Соломона Михоэлса в Минске сбила машина. С этого момента Вайнберг оказался «под колпаком». Как вспоминает его семья, он замечал за собою слежку в течение нескольких лет, и 6 февраля 1953 г., в разгар «дела врачей», был арестован. Шостакович неоднократно хлопотал об освобождении Вайнберга. Но освобождению, помогла смерть Сталина. 25 апреля 1953 г. Вайнберга освободили.

Хватило трех месяцев тюрьмы, чтобы полностью подорвать здоровье музыканта и наложить на лучшие его сочинения отпечаток горечи и боли. На страницах Шестой, Седьмой, Двенадцатой симфоний, трилогии «На пороге войны» трагические события жизни композитора отражены в полной мере. Заказанная Большим театром, но так и не поставленная опера «Пассажирка» повествует о случайной встрече бывшей узницы концлагеря с бывшей надзирательницей. Одна из наиболее известных работ Вайнберга в кино — музыка к фильму «Летят журавли». Тем удивительнее, что среди наследия Вайнберга немалую долю занимают сочинения «крайне светлого характера». Таковы, например, его камерные симфонии, решенные в духе позднего неоклассицизма. Вайнбергу принадлежит 17 струнных квартетов, более 20 симфоний, Реквием, ряд кантат и концертов. Не забудем музыку к 40 кинофильмам, среди которых «Афоня», «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Гиперболоид инженера Гарина», «Тегеран-43» и многие другие. В Камерном театре Бориса Покровского шли его оперы «Поздравляем!» по Шолом-Алейхему и «Идиот» по Достоевскому. Вайнбергом написаны также оперы «Портрет», «Любовь Д’Артаньяна», «Мадонна и солдат», ленинградскую постановку последней в Малом оперном театре незадолго до смерти «пробил» Шостакович.

Мечислав Самуилович Вайнберг скончался 26 февраля 1996 года.

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора