Не в первый раз под тем или иным соусом на «Злых страницах» поднимается вопрос о существовании или несуществовании у нас русскоязычной общины. «Слышу ваши журналистские стенания: «Нет у нас общины. Нет у нас общины…» А другие также активно возражают: «Есть у нас община. Есть у нас община…»
Так в своём рассказе пишет сценарист и режиссёр Лев Лейбо («Народ безмолвствует?» «ЕМ» № 806).
Продолжая разговор на эту тему с Леонидом Амстиславским, он говорит: «До сих пор непонятно, кому эта община выгодна или просто нужна»
Думается, непонятного здесь мало. Глядя на своих работающих детей, на их сверстников, вполне вписавшихся в американскую жизнь, на то, с каким недоверием они относятся к ангажированным русскоязычным СМИ, я полагаю, что им русскоязычная община совершенно не нужна. О внуках, зачастую плохо говорящих по-русски, в этом плане и говорить нечего.
Теперь о пенсионерах. Всю возможную социальную помощь им оказывают Еврейские центры, где этот процесс максимально отлажен. При этих же центрах существуют клубы по интересам, там также проводят различные мероприятия для интеллектуального общения. Для пенсионеров работают многочисленные «детские садики», кроме того, в каждой синагоге складывается своя община из людей всех возрастов. Все вместе отмечают праздники, бармицвы, свадьбы…
Таким образом, на вопрос, нужна ли простым людям ещё какая-то «зонтичная» община, можно сказать — нет. Тем более что всегда есть реальная опасность (у нас она реализовалась): в руководство внедряются люди, которые используют это положение только в своих личных интересах.
Им, конечно, община очень выгодна.
Разумеется, у нас есть много важнейших нерешённых проблем. Община могла бы выбрать честных и неравнодушных людей, которые занялись бы вопросами еврейского образования детей и взрослых, борьбой с антисемитизмом и т. д. Однако получилось всё наоборот. «Лидеры» провозгласили себя сами, нашли спонсоров, в том числе и в России, и действуют соответственно. Для примера: в то время, когда в Манхэттене проходит парад «Салют Израилю», на Брайтоне проводят праздник «Русского наследия».
Самопровозглашённые лидеры даже присвоили себе право говорить от имени всей общины. Недавно в одной из своих русскоязычных газет они поздравили Хиллари Клинтон с её юбилеем и пожелали ей успеха на предстоящих выборах. В отличие от этих самовыдвиженцев, большинство русскоязычных евреев прекрасно понимают, какой непоправимый вред принесла Израилю политика Клинтона, к которой Хиллари была причастна. Помнится, какую бурю негодования вызвала её поездка в Израиль, когда она целовалась с Сухой Арафат. Хиллари первая из американских политических деятелей с трибуны заговорила о создании палестинского государства.
Хочется верить, и об этом говорят многочисленные выступления на радио, что симпатии большинства представителей нашей комьюнити на стороне другого кандидата в президенты — Рудольфа Джулиани. Он был замечательным мэром, имеет хороший опыт управления огромным мегаполисом. Джулиани заслужил самое глубокое уважение своими решительными принципиальными поступками, когда выгнал Арафата, бросил в лицо чек саудовскому принцу. У Джулиани масса заслуг, о которых знает весь мир.
Хиллари Клинтон — плохой выбор для Израиля, и когда еврейские лидеры, да ещё от имени общины изыскивают способ поддержать её кандидатуру, опасно для всех нас. Учитывая всё это, мне кажется, лучше не иметь никакой общины, чем такую, где нами просто манипулируют.
Дайте сказать!
Однако Лев Лейбо думает иначе. Он считает, что общину нужно создать, и «таким общиннообразующим инструментом может стать телевидение», а конкретно предлагаемая им телевизионная передача «Дайте сказать». Он пишет: «Мне немного странно, что владелец одного из каналов, режиссёр по профессии и основатель лучшей российской телекомпании НТВ, не замечает, что в США, у телевизионщиков которой Россией заимствована, может быть, половина всех «народных» передач, у русской общины нет такой «народной передачи».
Следует ему возразить: у телезрителей канала RTVi была не только народная, но даже всенародная программа, ибо её смотрели во многих странах мира. Передачу блестяще вёл прекрасный журналист Виктор Топаллер. Эта захватывающая и самая рейтинговая программа называлась «Перекрёсток». Её обсуждали и до сих пор постоянно вспоминают на радио и в частных беседах.
Как правило, два гостя передачи высказывали свои мнения, в основном противоположные, а телезрители Америки, Канады, Европы, те, кому удавалось дозвониться в открытый эфир, принимали в ней живейшее участие. Остальные выражали своё мнение голосованием в поддержку того или иного оппонента.
Топаллер поднимал острейшие и самые злободневные темы. Из уст специалистов — знатоков телезрители узнавали факты такими, какие они есть, без политкорректности. Оказывается, собранные для Израиля еврейские деньги не только в больших количествах оседают в карманах еврейских функционеров, но и идут арабам. О том, как Россия, догоняя в этом плане Советский Союз, наводняет Америку шпионами. О том, какие огромные средства предусмотрены в бюджете России для поощрения верных ей «соотечественников», которые под различными прикрытиями, несмотря на враждебную политику Кремля по отношению к Америке, пытаются создать здесь пророссийское лобби. И т. д.
Одной из самых впечатляющих передач были организованные Топаллером теледебаты двух русскоязычных претендентов на членство в ассамблее штата Нью-Йорк.
Было на «Перекрёстке» ещё много интереснейших диспутов, но вдруг на пике популярности острую передачу прикрыли.
В радиопрограмме «Рикошет» (5 ноября) позвонивший в прямом эфире слушатель задал ведущему Топаллеру вопрос, который волнует многих:
— Виктор, что происходит? Сначала сняли вашу «Точку зрения», которую я считал просто великолепной. Потом проблемы на радио. Теперь закрыли самую рейтинговую программу «Перекрёсток». Неужели и вас Россия достала? Я прав?
Ответа не последовало.
Так что, если бы Льву Лейбо удалось создать программу, по яркости, честности, принципиальности похожую на «Перекрёсток», то было бы замечательно. Но очень любопытно, сколько бы она продержалась.
Искренне желаю ему удачи!
А. Бальман,
Бруклин