Итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858 — 1924) был большим оптимистом. Чувство юмора его не покидало даже в самых печальных житейских ситуациях. Однажды он сломал ногу и попал в больницу. Узнав об этом неприятном событии, его пришли навестить друзья. Приветствуя их, Пуччини весело сказал:
— Я так счастлив, друзья! Мне уже начали сооружать памятник! — и показал свою ногу в гипсе.
***
Когда юный Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошёл мальчик лет четырнадцати.
— Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
— Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
— Да я пишу… Стихи…
— Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, ещё труднее, чем сочинять музыку.
— Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Собеседником Моцарта был… Гёте.
***
Эрцгерцогиня Мария Антуанетта водила маленького Моцарта по дворцу. Мальчик в одном из залов поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня быстро помогла ему подняться.
— Вы очень добры, — сказал юный музыкант. — Я обещаю на вас жениться.
Мария Антуанетта рассказала об этом своей матери.
Улыбаясь, императрица спросила «жениха»:
— Почему ты хочешь жениться на Её Высочестве?
— Из благодарности, — ответил Моцарт.
***
Моцарт и Гайдн были однажды приглашены на обед. Первый — известный весельчак и охотник выпить — предложил второму пари, что тот сыграет на фортепиано сочинённый другом этюд. Гайдн согласился на пари с тем, что проигравший выставит полдюжины шампанского. Моцарт подошёл к конторке, набросал несколько нотных строчек и подал Гайдну. Тот, взглянув на написанную музыку, нашёл её очень лёгкой для исполнения и сел играть. Вдруг он воскликнул:
— Как же я могу это играть? Мои обе руки заняты исполнением пассажей на разных концах фортепиано, а между тем одновременно я должен брать ноты в средней клавиатуре — это невозможно!
— Позвольте, сказал Моцарт, — я сыграю.
Сев за фортепиано, он стал играть. Дойдя до, казалось бы, технически невозможного места, он, к удивлению всех, нагнулся и прижал носом нужные клавиши. Присутствующие разразились хохотом. Гайдн был курносым, а Моцарт же наоборот — длинноносым.
Гайдн спор проиграл и поплатился шестью бутылками шампанского.
***
Однажды Франц Йозеф Гайдн (1732 — 1809), к немалому своему удивлению, увидел у себя дома гостя — мясника, который оказался любителем и знатоком его произведений.
— Маэстро, — мясник почтительно снял шляпу, — на днях свадьба моей дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне обратиться с такой просьбой, как не к прославленному Гайдну?
Гайдн согласился и пообещал через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок.
Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта.
Подойдя к окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг вперёд и произнёс с чувством:
— Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его быков.
С тех пор до-минорный менуэт Гайдна стал называться «Менуэтом быка»…
***
Однажды в Лондоне Гайдн дирижировал своей симфонией. Любопытные лондонцы покинули места, чтобы вблизи посмотреть на знаменитого человека. Внезапно с потолка упала люстра и со страшным грохотом разлетелась на тысячи осколков. Зрители, столпившиеся у сцены, были спасены по воле случая.
Глубоко взволнованный случившимся, Гайдн сказал оркестрантам:
— Всё-таки музыка моя чего-то стоит, если она спасла жизни по меньшей мере, тридцати человек.
***
Однажды к дирижёру Миланской консерватории подошёл 19-летний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории. А если вы уж так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов».
Таким образом, «бесталанный» был поставлен на место, и случилось это в 1832 г. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта.
Это имя — Джузеппе Верди (1813 — 1901), знаменитый итальянский оперный композитор.
***
Верди приехал отдыхать на курорт. Корреспондент газеты, посетивший маэстро, заметив, что у него в одной комнате и рояль, и кровать, спросил, почему композитор живёт так стеснённо.
Верди, смеясь, ответил:
— В моём распоряжении вся квартира, но остальные комнаты отведены для оригинальных постояльцев.
И посетитель увидел несколько комнат, в которых располагались около сотни шарманок.
— Когда я приехал сюда, — сказал Верди, — эти шарманки повсюду наигрывали мелодии из моих опер «Риголетто» и «Трубадур». Мне это так надоело, что я договорился с хозяином шарманок взять их на всё лето напрокат. Теперь я могу спокойно отдыхать.
***
Когда Верди было 50 лет, он встретился с одним молодым музыкантом. Юноше было 18 лет. Он всё время говорил только о себе и своей музыке. Верди внимательно слушал, а потом сказал:
— Когда мне было 18 лет, я считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю: «Моцарт».
***
Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим.
— Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов.
Из книги
«Знаменитые шутят»
Материал подготовил Михаил МИЛЛЕР
Продолжение следует