Материалы сайта www.evrey.com
В начале этой недели французское «Национальное бюро по борьбе с антисемитизмом» (BNVCA) сообщило об очередном антисемитском инциденте в Париже. В субботу, 1 февраля, в вагоне поезда метро, приближающемся к станции Jaures, четверо арабов «завязали разговор» с евреем в ермолке, попросив у него сигарету. Когда он ответил, что не курит, «собеседники» заявили, что «у вас, евреев, достаточно денег, чтобы купить сигареты», после чего попытались зажать пассажира в углу вагона. На очередной остановке жертве арабских хулиганов удалось выбежать из вагона. Однако те не успокоились и, также выбежав на платформу, начали преследовать еврея. В этот момент, как отмечается в сообщении Бюро, другие пассажиры, очевидцы преследования, преградили им дорогу, помешав завершить погоню.
Можно порадоваться, что на сей раз для жертвы арабского нападения все закончилось (если не считать психологической травмы и стресса) относительно благополучно. Однако в подобных инцидентах с евреями так бывает далеко не всегда. Далеко не всегда окружающие и свидетели бросаются на выручку тем, кто подвергся нападению. Особенно — если вмешательство чревато риском для спасителя. Такова человеческая природа. Нельзя требовать героизма от случайных прохожих. В этом смысле, «спасение утопающих» по-прежнему — «дело рук самих утопающих». В связи с произошедшим можно было бы, наверное, предъявить претензии к пострадавшему представителю еврейской общины Парижа. Дескать, он, был в общественном месте в ермолке. Вопреки настойчивым, обращенным к евреям рекомендациям руководства еврейских общин Европы — не носить на людях ермолки и другие детали одежды, указывающих на то, что они — евреи. Но не каждый еврей в состоянии прислушиваться к этим призывам. Что-то ему все же мешает. Возможно, обстоятельство, что такие «меры безопасности» превращают жизнь евреев в Европе в полный абсурд: чего стоит подобная жизнь (если не сказать — выживание) еврея, для которого еврейская самоидентификация по-настоящему опасна? Какой смысл в таком существовании? Высказывать претензии к парижскому еврею, дерзнувшему ехать в метро в кипе (ермолке), у нас, поэтому, как-то не поворачивается язык.
Впрочем, мы вполне готовы к воображаемому «разговору» на иную тему с евреями Парижа и других европейских городов. Быть гордым представителем своего народа, не скрывающим свою национальную принадлежность — очень хорошо. Это вызывает искреннее уважение. Такое поведение, во многих случаях, требует смелости и решительности. Все это можно было бы оценить и понять — в ситуации, если у евреев нет иного выбора, кроме как, гордо демонстрировать свое еврейство в Париже, Лондоне, Нью-Йорке или в Москве и Киеве. Проблема, однако, уже достаточно давно (примерно с 1917г, года опубликования Декларации Бальфура, провозгласившей признание мировым сообществом право еврейского народа на воссоздание своего национального дома на Земле Израиля), заключается в том, что у каждого еврея в мире отныне есть выбор. Есть у него и альтернатива, пусть даже самому, что ни на есть, бесстрашному, гордому и героическому поведению в диаспоре. Речь идет о спокойном и достойном возвращении в свой национальный дом. А проявление героизма, стойкости и всех остальных замечательных человеческих качеств — пригодятся уже у себя дома, где в них так нуждаются другие евреи. Всевышний, как известно, никогда ничего не создает «просто так» — у всего сотворенного Им есть свое предназначение. И что очень важно — свое место в этом мире. И если что-то оказывается не на своем месте — оно не только не в состоянии выполнить свое предназначение. Можно не сомневаться, что его в этот момент остро не хватает там, где оно должно быть. При этом в их помощи и физическом присутствии все более остро нуждается еврейская страна. Так, массовая алия (репатриация) религиозных евреев (напомним, что еврей, чудом спасшийся от арабов в парижском метро, был в кипе, то есть, судя по всему, является богобоязненным евреем) — сегодня могла бы значимо изменить, в том числе, и политическую ситуацию в стране, которая третий раз за последний год идет на выборы. При том, что для победы национально-религиозному лагерю не хватает примерно 5-7 мандатов, что равнозначно поддержке примерно 200-250 тысячи избирателей — «Законом о возвращении» все активней пользуются те, кто не имеет никакого желания участвовать в строительстве и укреплении национального дома еврейского народа. Более того — стремятся превратить его в некий постоялый двор «для всех» (см. на сайте, к примеру, материал «Год Либермана» — 26.09.19). В этой ситуации никакое, самое героическое поведение в диаспоре — не компенсирует отсутствие евреев на «главном еврейском фронте», на фронте борьбы за Израиль, за еврейский характер страны. И это отсутствие (извините за резкость!) — все больше и больше смахивает на дезертирство. Причем — с поля боя в решающий момент сражений.
Это после создания государства Израиль в полной мере относится и к «зарубежным» евреям. Продолжение их существования в диаспоре все больше и больше теряет еврейский смысл и еврейское содержание. Даже если сами евреи пытаются этого не замечать.